Правило трех «нельзя»
Все родители каждый день вынуждены произносить своим детям слово «нет», так как чрезмерная свобода в действиях очень опасна для ребенка. То, что счастливыми растут те дети, которым ни в чем никогда не отказывают – мнение ошибочное. В возрасте от 1 года ваш малыш постепенно взрослеет. Он стремится получить новый опыт, жаждет изучить окружающую его обстановку, бегать, прыгать, все трогать. Это желание быть независимым неизбежно сталкивает малыша с различными преградами и опасностями.
Вот именно тогда и нужно объяснить малышу и применить в его воспитании то, что называется правилом «трех нельзя». То есть:
Нельзя подвергать опасности себя,
Нельзя подвергать опасности других,
Нельзя быть домашним деспотом, то есть необходимо уважать окружающих тебя людей.
Данные запреты нужно объяснять ребенку в приказном тоне в тот момент, когда он только начинает ходить и общаться с внешним миром. Если этого не сделать, и, допустим, разрешить ему залезть и усесться на стол, то он может оттуда упасть и удариться. Если он один раз упадет, у него пропадет всяческое желание повторить это снова, и тогда у ребенка включается механизм торможения, который будет препятствовать его дальнейшему продвижению и развитию. Для того чтобы малыш быстро усвоил правила жизни и основы власти, ему просто необходимо доверять и опираться на людей, которые занимаются его воспитанием. Каждый раз, когда внимание ребенка привлекло что-то новое, он оборачивается к родителю и пытается в его глазах и словах увидеть разрешение, что делать дальше — остановиться или двигаться дальше. Если родитель окликнет его и посмотрит с неодобрением, то ребенок все поймет, послушается и вернется назад. Если же он увидит одобрительный взгляд и услышит: «Не бойся, иди!», в этом случае малыш почувствует уверенность и будет продолжать двигаться по направлению к своей цели. Ребенок и родитель должны согласованно руководить своими действиями. Если старший показывает свою власть без применения насильственных действий, тогда ребенок без проблем усвоит основу поведения, являющуюся основой дальнейших отношений в обществе.
Уже к двум годам ребенок начинает думать, что он является центром вселенной и все окружающим нужно считаться с его желаниями. Если ранее малыш узнал об ограничениях, защищающих его, то сейчас ему необходимы просто ограничения. Нужно объяснять ребенку, по каким причинам нельзя этого делать, но бывают случаи, когда нужно применить резкую форму запрета: «нет» — значит «нет»! Для того чтобы такое «нет» несло полезность, надо обозначить запрет на время. Ребенок примет эти ограничения доброжелательными. Наиболее охотно и с доверием родительские запреты принимаются, когда родители к нему доброжелательны и уважают его состояние души.
Очень важно в этом возрасте прививать ребенку уважение к другим людям, учить их хорошим манерам и вежливости.
Комментарии