Воспитание самостоятельности: в каком возрасте начинать

Воспитание самостоятельности: в каком возрасте начинать

Воспитание самостоятельности – это задача №1 для родителей: беспомощный кроха к 18 годам должен обрести способность полностью заботиться о себе! Работа эта очень тонкая и деликатная. Наберитесь терпения, и тогда вам не придется постоянно тревожиться и переживать!

Формирование самостоятельности. Привыкая удовлетворять все потребности малыша в первые месяцы его жизни, мамы часто с опозданием осознают, что ребёнок уже способен сделать что-то сам – например, развлечь себя. Он может просто смотреть на висящую карусельку с игрушками, а может махнуть руками и/или ногами, чтобы задеть её. Она закачается и «споёт» песенку. А можно ведь похныкать, тогда мама подойдёт и потеребит погремушки или на ручки возьмёт.

Давать возможность учиться занимать себя. До года ребенок активно развивается, и заботливая мама помогает ему в этом – показывает разные предметы, поёт песенки, вовлекает в игры и упражнения для развития крупной и мелкой моторики. Это замечательно, но нельзя забывать, что малышу даже в этом нежном возрасте надо побыть хоть немного «режиссером» своей жизни!

Если ребёнок заскучал и зовет вас, задержитесь немного! Дайте ему возможность проявить себя. Самостоятельность начинается с умения себя занять. Сначала на пару минут, потом на 10, а потом на полчаса и больше. Позволяйте ребенку познавать мир не только с вашей помощью, но и самостоятельно!

Предлагайте чаду разные занятия и наблюдайте – чем он дольше будет заниматься: рвать бумагу, надевать колечки на пирамидку, стучать ложкой по столику или ставить кубики один на другой? Например, малыш шуршал бумагой, мял и рвал её три минуты, а пирамидку пытался собрать минуту, потом бросил это занятие и пополз к маме. В следующий раз снова дайте ему исследовать бумагу и не вмешивайтесь в игру. Поищите ещё занятия и объекты, которые будут удерживать внимание и интерес ребёнка немного дольше, чем другие.

Развивать навыки самообслуживания. К году малыш может сам, например, попить из бутылочки, вылезти из кроватки, достать игрушку, но мамы или другие родственники не желают этого замечать и продолжают активно помогать ему. Есть случаи, когда мамы и бабушки до школы норовят кормить ребенка из ложки!

Мамы малышей часто выступают в роли скорой помощи: не успел ребенок что-то уронить на пол, мама бросается поднимать, развязался шнурок – спешит исправить ситуацию. Для воспитания самостоятельности необходимо давать ребёнку возможность отслеживать причинно-следственную связь: уронил – надо поднять, пролил – надо вытереть.

Живите под девизом, предложенном супругами Никитиными: «Всё, что ребёнок может делать сам, он должен делать сам!».

В полтора года собирать игрушки нужно вместе с ребёнком, и по мере взросления чада его роль в этом процессе должна постепенно увеличиваться, а роль взрослых – уменьшаться. Когда родители вовлекают малыша в уборку игрушек достаточно рано, то года в 3-4 года он уже воспринимает это как данность, потому что не помнит времени, когда было по-другому. А вот если ему только в 3-4 года сказать, что пора убирать игрушки самому или даже пока с мамой, то он, конечно, будет протестовать: «С чего это вдруг? Почему игрушки должен собирать я?».

Как можно чаще задавайте себе вопрос: «А что ещё мой ребёнок может сделать сам?».

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей медицины

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>