Нужно ли давать ребенку витамины?
У психологов существует термин «когнитивные функции ребенка». Под ним подразумеваются внимание, память, обучаемость, умение воспринимать информацию и применять на практике полученные знания и навыки. В целом их можно считать функциями познания мира. Развитие когнитивных функций во многом зависит от того, как питается ребенок, включая и обеспеченность организма витаминами и минеральными веществами.Это кажется забавным, но с точки зрения медицины абсолютной истиной является тот факт, что ребенку, недополучающему с питанием витамины – незаменимые участники всех физиологических процессов, учеба в прямом смысле не идет в голову.
Многие педиатры говорят, что родители очень внимательно относятся к питанию малышей приблизительно до 3-летнего возраста, стараясь, чтобы они получали все необходимые витамины и минералы, но когда дети подрастают, идут в детский сад, затем в школу, переходя на организованное питание, про витаминизацию как-то забывают. Статистика свидетельствует о том, что дошкольники и школьники очень часто страдают полигиповитаминозом. Нехватка витаминов обнаруживается у 40–80% детей в России, и это не зависит ни от сезона, ни от региона, ни от достатка семьи, причем у многих выявляется дефицит сразу нескольких витаминов. Это обусловлено тем, что с современными продуктами ребенок получает лишь 50% суточной нормы витаминов, остальное следует добирать, принимая витаминные комплексы.
На рынке витаминной продукции имеется широкий выбор препаратов. Хорошая альтернатива витаминам в форме драже – напитки, которые дополнительно обогащены всеми необходимыми витаминами.В разных регионах России были проведены длительные и обстоятельные исследования, целью которых являлось выявление связи между приемом витаминных напитков и умственным и физическим развитием детей. Так, в Мордовии в течение 5 месяцев в контрольной группе дети от 3 до 6 лет, посещающие детский сад, и школьники 8–9 лет получали ежедневно витаминный кисель или витаминизированный напиток. Их сверстники питались, как обычно, безо всяких дополнительных витаминов. В конце этого периода по специальным методикам определяли, как повлиял прием витаминов на здоровье, эмоциональный настрой, утомляемость и успеваемость ребят.
Оказалось, что у «витаминизированных» детей заболеваемость снизилась, а в группе сравнения в школе (там, где дети не получали дополнительно витамины) даже была отмечена вспышка вирусных и простудных заболеваний, что привело к большому количеству пропущенных уроков.
Что касается познавательных функций и успеваемости, то у всех детсадовцев, которым ежедневно давали витаминный кисель, уже через три месяца на17% улучшились навыки рисования и счета, на 25%, – навыки лепки и речи и на 33% – показатели познавательного развития и навыки аппликации. При этом витаминный напиток ассоциировался у малышей с лакомством.
У школьников, получавших на обед в качестве сладкого блюда витаминный напиток, средний оценочный балл постепенно рос, тогда как в группе сравнения он снизился. В конце учебного число ребят, учащихся только на отлично и хорошо, в «витаминизированной» группе оказалось на 13% больше, чем в группе сравнения.
И дошкольники, и школьники подвергаются постоянному эмоциональному напряжению: они должны быть внимательными, дисциплинированными, усидчивыми, запоминать большой объем информации, выполнять разные задания. Вследствие этого в первой четверти у многих, особенно учеников начальных классов, ухудшаются аппетит и сон, кто-то заметно теряет в весе, а около 20% ребят испытывает нервное напряжение. Постоянный стресс мешает усвоению новых знаний, что порождает неуверенность в себе и т. п. Во время исследования было отмечено, что витаминизация положительно сказалась на психоэмоциональном фоне как школьников, так и дошкольников. И те, и другие стали более активными, энергичными и в то же время более уравновешенными, менее остро реагировали на стрессовые ситуациям.
Врачи детского сада отмечали, что у их подопечных из контрольной группы улучшился аппетит и нормализовался сон, что очень важно для дошкольников. (Все мамы знают, как трудно бывает вовремя уложить ребенка спать или накормить его.) У школьников, не получавших витаминов, физические показатели оказались в два раза ниже, чем их «витаминизированных» сверстников.Проведенные исследования убедительно доказали, что витаминные напитки очень полезны для развития когнитивных функций ребенка.Такие напитки быстрого приготовления выпускает российская компания «Валетек».Их легко готовить, они приятны на вкус и дети пьют их с удовольствием.
Комментарии