Как развить детскую память?

Как развить детскую память?

Не думайте, что детская память незатейлива и примитивна. Любой малыш проделывает очень сложную мыслительную работу, когда пользуется своей памятью, даже если речь идет о каких-нибудь пустяках. Ведь сначала ему надо запомнить конкретные факты, а для этого нужно сконцентрировать свое внимание на предмете или событии и понять его суть (ведь только тогда информация закрепится в «сером веществе»). Ну а потом от него требуется в нужный момент вспомнить все это, воскресив в памяти ощущения, связанные с определенным предметом или событием.

Правда, стоит появиться в этой цепочке одному слабому звену, как родители сразу начинают сетовать на то, что у ребенка плохая память. Диагноз, что и говорить, неутешительный. На самом же деле подрастающему чаду просто требуется помощь взрослых в восстановлении слабого звена, а значит, и всей цепи.

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ДВУХ ЛЕТ

Начиная с шестимесячного возраста малыша полезно приветствовать по утрам одной и той же фразой. Дело в том, что особенностью этого периода, по мнению психологов, является так называемая быстрая память. Это означает, что кроха запоминает лучше всего то, что регулярно повторяется изо дня в день. И, значит, своими действиями вы будете тренировать память младенца именно тем способом, который наиболее походит для уровня его развития.

Годовалое чадо надо непременно обучать навыкам обращения с бытовыми предметами, приводя пример на его же игрушках. Например, устройте кукле или медведю банный день — конечно, понарошку, но с использованием всех необходимых для этого мероприятия вещей. Не сомневайтесь, у ребенка это прекрасно отложится в памяти. И вы сможете в этом убедиться, попросив его повторить ваши действия спустя несколько месяцев. Получается, что вы не зря потратите время, потому что тем самым закладывается основа для суммы знаний, которые пригодятся ребенку в дальнейшей жизни.

Двухлетнему малышу читайте снова и снова его любимую книгу, пока он не выучит текст чуть ли не наизусть. Это научит его определенному порядку изложения, по которому он сам впоследствии будет рассказывать истории, вспоминая эпизоды собственной жизни.

Учтите, что мозг грудничка и мозг старшего дошкольника устроен совершенно по-разному. В раннем возрасте у ребенка в голове не рассортированные по полочкам факты, а самая настоящая куча-мала. Но с годами дети учатся игнорировать находящуюся в памяти ненужную, отвлекающую от сиюминутной цели информацию. Поэтому, оказывая ребенку помощь, обязательно учитывайте его возрастные особенности.

ОТ ДВУХ ДО ЧЕТЫРЕХ

Развиваем память у ребенкаИмейте в виду, что ребенок после двух лет лучше вспоминает новое, если оно было подкреплено чем-то ранее знакомым. Поэтому, если вы хотите, например, услышать его рассказ о путешествии на самолете, спросите, чем стюардессы кормили пассажиров. Чадо непременно сначала вспомнит вкусную (или, наоборот, невкусную) еду, а вслед за этим и многие другие подробности полета. А если вы хотите, чтобы ребенок вспомнил вашу тетю, которая недавно приезжала к вам, покажите ему подаренную этой тетей игрушку и после этого попросите его поделиться воспоминаниями о гостье.

Трехлетний ребенок, для того чтобы вызвать в памяти конкретные факты, нуждается в наводящих вопросах. И взрослые обязательно должны их задавать, если хотят развить у своих детей хорошую память. Например, после первого дня в детском саду полезно спровоцировать малыша на совершенно конкретные воспоминания, спросив: «Кто был вместе с тобой в комнате?», «Что ты делал сразу после гулянья?» и тому подобное. Причем постарайтесь, чтобы вопросы были максимально детализированы, то есть спрашивайте о самых незначительных мелочах. Ведь чем больше намеков вы дадите ребенку, тем лучше ему удастся вспомнить проведенный в детском саду день. Кроме того, психологи считают, что у детей после таких упражнений значительно лучше развивается способность надолго запоминать прошедшие события и связанную с ними информацию.

Для формирования навыков запоминания полезно также время от времени сажать ребенка на кухне и показывать ему, например, как вы чистите, нарезаете и жарите картошку. Последовательная, шаг за шагом, демонстрация ваших действий развивает у ребенка способность фиксировать их очередность. И, таким образом, у него в памяти откладывается четкое представление о том, что надо делать, чтобы, скажем, приготовить ужин.

Дети младшего дошкольного возраста хорошо запоминают событие, если с ними была проведена предварительная беседа. Чадо легко вспомнит все нюансы похода в зоопарк, если накануне вы подробно расскажете о том, что ему предстоит там увидеть. Если вы собираетесь в поход, дайте ребенку еще дома поиграть с рюкзаком или со спальным мешком. И обязательно сделайте акцент на их устройстве и применении. Благодаря непосредственному контакту с этими предметами он, вернувшись из леса, без проблем вспомнит многие подробности похода, вызвав в памяти образы знакомых ему вещей.

ОТ ЧЕТЫРЕХ ДО ШЕСТИ

Психологи предупреждают: загромождать память огромным количеством всякой всячины без какой-либо необходимости так же вредно, как и не тренировать ее вообще.
Общаясь с четырехлетками, вы достигнете хорошего результата, если будете использовать юмор. Например, отправляющемуся на зимнюю прогулку сыну, который забыл надеть теплую шапку, можно задать такой вопрос: «Не надеть ли тебе на голову кастрюльку, чтобы голова не замерзла?» Наверняка он засмеется и сразу поймет, что он оделся не по погоде. И в следующий раз обязательно вспомнит мамину шутку. А вот ваши гневные нотации или придирки навсегда вылетят у него из головы сразу же после выхода из дома.

Как только ваш ребенок проявит интерес к телефонным разговорам, воспользуйтесь этим для того, чтобы выучить с ним номер вашего домашнего телефона. Но делайте это не с помощью скучной зубрежки. Если у вас есть музыкальные способности, то пойте с чадом песни. Если вы хорошо рисуете — изобразите вдвоем картину с элементами в виде определенных цифр. Следующий номер телефона, например бабушки, начинайте учить только после того, как предыдущий накрепко останется у ребенка в памяти.

С дошкольниками старшего возраста можно играть в одну очень полезную для развития памяти игру. Для этого надо разложить на столе несколько разных предметов и дать ребенку посмотреть на них какое-то время. Далее попросите его закрыть глаза или выйти из комнаты, уберите один из предметов, а потом дайте ему возможность определить, какого предмета нет на столе. Другой вариант — все вещи остаются на месте, но меняются местами. Тогда ребенок должен вспомнить, где какая вещь лежала первоначально.

Если малыш в три года еще не может без помощи взрослых вспомнить и пересказать какое-нибудь событие, свидетелем которого он был, то шестилетний ребенок делает это очень охотно и часто по собственной инициативе. Такое стремление вызывать в памяти прошедшие события заложено в нем природой. Ведь каждое воспоминание о новой вещи или явлении, произнесенное вслух, активизируют в мозгу процесс познания окружающего мира. И чем больше деталей ребенок вспомнит, тем дольше эта информация будет держаться в его памяти. Поэтому поощряйте желание чада рассказывать о случившемся и поддерживайте его, ведя с ним диалог.

Не тревожьтесь, когда ваш ребенок охотнее вспоминает именно печальные факты. По мнению психологов, в этом нет ничего удивительного, поскольку стресс очень часто усиливает внимание детей к чему-либо, а значит, способствует хорошему запоминанию события. Именно по этой причине малыш после визита к врачу будет рассказывать не о ярких игрушках в кабинете, а о том, как у него брали кровь из пальца.

ОТ ШЕСТИ И ДАЛЬШЕ…

Будьте готовы к тому, что после нескольких месяцев обучения в первом классе способности вашего ребенка к запоминанию сделают большой качественный скачок. Это объясняется тем, что в школе ребенку приходится тренировать свою память повышенными нагрузками — например, запоминанием большого количества словарных слов или таблицы умножения. Да прибавьте сюда еще практические занятия, которые идут параллельно с усвоением теории. А ведь память, как и мышцы, от правильных тренировок только укрепляется.

Семилетнего ребенка полезно научить некоторым маленьким хитростям, которые помогут ему запоминать определенную информацию. Например, он никак не может выучить название улицы — Народная, на которой живет. Тогда вы, подходя с ним однажды к дому, обратите его внимание на то, как много народу по ней идет. Можно даже посчитать количество людей в поле зрения. Будьте уверены, после этого он надежно закрепит в памяти название своей улицы.

Для того чтобы напомнить ребенку о необходимости выполнить какое-то ваше задание, используйте знакомые предметы. Но только кладите их в непривычные места, чтобы чадо легко обратило на них внимание и вспомнило о порученном деле. Например, если вы возложили на ребенка кормление пса в ваше отсутствие, положите собачью игрушку в кузов его любимого грузовика. Взяв машину, чтобы поиграть с ней, ребенок непременно заметит незваного пассажира и вспомнит о голодном питомце.

Как только ваш ребенок научится пользоваться авторучкой, приучайте его пользоваться самым надежным способом не забыть что-нибудь важное, а именно — записывать об этом на листке бумаги и класть на видном месте.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>