Ребенок стал агрессивным из-за шлепков или компьютерных игр?

Ребенок стал агрессивным из-за шлепков или компьютерных игр?

Наше отношение к шлепкам глубоко амбивалентно. С одной стороны, общество принципиально осудило этот метод воздействия, специалисты (в том числе Американская академия педиатрии) его не рекомендуют, в 32 странах рукоприкладство запрещено. С другой стороны, и в Великобритании, и в США исследования показали, что более трети родителей по крайней мере раз в месяц подымают руку на ребенка.

Страсти в этом споре разгораются все сильнее, так что прежде, чем продвигаться дальше, давайте проясним, что называется «шлепком». Речь идет о несильном ударе открытой ладонью, обычно по руке или попе ребенка, не причиняющем долговременного вреда. Ныне почти все согласны в том, что более сильные методы воздействия, не говоря уж о порке, которая еще два поколения назад регулярно применялась в школе, недопустимы.Данных, что дети, которых шлепали, вырастают агрессивными, тоже хватает. Но вот вопрос: дети становятся агрессивными оттого, что их шлепают, — или шлепки чаще достаются именно агрессивным детям?

Чтобы это выяснить, нужно поверить наши соображения долгосрочным исследованием, в котором учитывался бы изначальный уровень детской агрессии. То есть сначала мы отбираем детей, которых на данный момент а) шлепают и б) не шлепают, убеждаемся, что в среднем обе группы имеют одинаковый уровень агрессии и других интересующих нас показателей, а затем сравниваем их состояние уже в другой момент, спустя месяцы или годы. В итоге мы убеждаемся, что дети из группы, которую регулярно шлепают, действительно проявляют бóльшую склонность к агрессии (правда, в этом исследовании к агрессии относили также нарушение общепринятых правил, антиобщественное и строптивое поведение), а также к депрессии, тревожности и стрессу.Но — и существенное но — в том, что разница между отшлепанными и неотшлепанными при всей статистической значимости практически ничтожна.

Если детей не шлепать, они проявляют меньшую агрессию, но разница крайне мала, и к тому же 47% неотшлепанных детей, наоборот, более агрессивны, чем те, кого не шлепают (если бы это число составило 50%, то это означало бы, что обе группы одинаково агрессивны).

Два альтернативных наказания — крики и неосуществляемые угрозы — дают примерно такой же результат: чуть более высокий уровень детской агрессии. Позитивное воздействие, то есть объяснение, почему такой-то поступок нехорош, или похвалы за хорошее поведение вместо наказания за плохое вообще не имеют никаких последствий. Полагаю, на этом основании следовало бы предпочесть позитивное воздействие, хотя, как мы видим, победитель не добивается никакого результата, что, на мой взгляд, трудно назвать победой.

Так что же делать родителям? На практике большинство родителей делают выбор между шлепками и словами, исходя из личных предпочтений, и приведенные выше исследования показывают, что такой подход правилен. И сколько бы ни пылали страсти, ни шлепки, ни их отсутствие, по-видимому, не окажут серьезного влияния на будущее вашего ребенка.

Компьютерные игры повышают агрессивность у детей?
Итак, шлепки дают — и то под вопросом — незначительное увеличение детской агрессии. А как другой давний ее виновник, компьютерные игры? Вопрос существенный, ведь это большой бизнес, и во многих странах, в том числе в США, индустрия игр по финансовым параметрам превосходит и музыку, и кино.

Эта проблема широко обсуждается в научной литературе, но, скорее всего, правильный вывод окажется все тот же: эффект есть, но он исчезающе мал. Если вглядеться в реальные проявления агрессии (и нужно еще сделать поправку на то, что люди с агрессивными тенденциями охотнее играют в игры с элементами насилия), то результат примерно совпадет с данными по отшлепанным и неотшлепанным детям.

Вероятно, интереснее было бы присмотреться (хотя СМИ на это почти не обращают внимания) к положительному эффекту видеоигр. Ряд исследований показал, что игры повышают способность визуализировать пространство, улучшают память и зрительно-моторную координацию. В одном исследовании выяснилось даже, что хирурги, играющие на досуге в видеоигры, делают на 32% меньше ошибок и оперируют на 24% быстрее, чем не играющие.

Некоторые игры также способствуют социальному взаимодействию: одно исследование обнаружило, что 2% познакомившихся в интернете пар встретились именно в виртуальных игровых мирах (например, World of Warcraft).

А вот самый впечатляющий результат: в одном опыте дети-дислексики после 12 часов игры в Rayman Raving Rabbids на Nintendo Wii стали лучше читать — вероятно, потому что игра помогает сосредоточиться. И напоследок о личном: все, что я знаю о терпении, упорстве, умении справляться с проблемами, я усвоил, играя в Lemmings на Amiga.

Итак, мой совет родителям: вряд ли вы сумеете отвратить детей от агрессивных видеоигр, но попытайтесь уговорить их добавить и сколько-то интеллектуальных. А если не удастся, утешайтесь мыслью, что зрительно-моторная координация у них постепенно достигнет совершенства.

Самые свежие новости медицины на нашей странице в Вконтакте

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>