Диагностика и лечение астигматизма у детей

Диагностика и лечение астигматизма у детей

Астигматизмом называется такое нарушение зрения, при котором теряется четкость рассматриваемых предметов. Происходит это из-за того, что одна из наших основных естественных «линз» глаза – хрусталик или роговица – теряют равномерность своей кривизны. В результате на сетчатке – задней части глаза, где формируется изображение, каждая точка реально существующего предмета дает несколько точек. При этом только часть их может лежать на сетчатке: центр нескольких будет находиться до нее, а другие станут фокусироваться в области позади сетчатки. Так получается размытое, искаженное очертание предмета. Как это получается? Наш глаз имеет очень сложное строение, но его условно можно разделить на составляющие – две системы: светопреломляющая, которая с помощью пучков света способствует формированию изображения; воспринимающая система. Это сетчатка, на которой имеются особые клетки – «палочки» и «колбочки». Один их конец умеет воспринимать изображение, второй связывается с нервными клетками, из которых состоит зрительный нерв. По этому «кабелю» изображение передается в мозг. Чтобы мы могли что-то видеть, обе эти системы должны функционировать правильно: Среды, через которые проходит свет, должны быть прозрачны. Если на глазу нет бельма (помутнения роговицы), хрусталик не замутнен (нет катаракты) и стекловидное тело не пропитано кровью или воспалительной жидкостью, первое условие можно считать выполненным. Палочки и колбочки должны работать нормально (не должно быть ретинита, то есть воспаления, при котором сетчатка отекает).

Также не нарушенной обязана быть связь между клетками сетчатки и нейронами зрительного нерва (то есть сетчатка не отслоена). Свет должен преломляться под нужными углами, чтоб не возникло эффекта «кривого зеркала». Кроме того, каждая из светопреломляющих структур, а это роговица и хрусталик, не должны изменять свой коэффициент преломления: 1,37 у роговицы, 1,38 – у оболочки хрусталика, 1,4 – у хрусталикового ядра. Нарушение первых двух условий к астигматизму не приводят, но если не соблюдается третий пункт, развивается астигматизм. Рассмотрим схематическую преломляющую систему глаза. Сначала свет попадает на роговицу глаза – структуру, имеющую полусферческую форму (как купол). Далее свет поступает на хрусталик – двояковыпуклую линзу, которая «подвешена» в глазу на цинновых связках. Связки тянутся, делая хрусталик более плоским, или расслабляются, увеличивая его выпуклость. Так глаз подстраивается под изменяющуюся освещенность, чтобы, независимо от нее, пучок лучей света попал на сетчатку, в области ее центрального зрительного пятна. Условно и по хрусталику, и по роговице проводят линии, аналогичные тем, которыми расчерчивают карту земного шара – параллели и меридианы. В норме свет одинаково преломляется по разным меридианам и попадает на сетчатку (при нормальном зрении), проецируется перед ней (при близорукости) или сзади нее (при дальнозоркости).

Если кривизна преломляющих сред по разным (или только по одному), горизонтальным или вертикальным, меридианам различается, фокус изменяется. Вместо точки там получается пятно. При этом близорукость или дальнозоркость не исключаются. Основных меридианов, которые страдают при астигматизме – 4. Они располагаются на 3, 6, 9 и 12 часах (как по циферблату). И получается изображение, как будто человек смотрит через воду. Возникая у детей до года, астигматизм приводит к тому, что ребенок привыкает видеть предметы в размытом виде, и если данное нарушение не будет диагностировано, он не пожалуется на плохое зрение. Проблема станет заметна при обучении письму и чтению, но ребенок не обязательно скажет, что он не видит или буквы расплываются. Он, скорее всего, не будет понимать написанного, о чем и скажет (так могут возникнуть подозрения на отставание в развитии). А чем раньше будет проведена диагностика, и раньше начнут проводиться совместно коррекция зрения и упражнения по «обучению» мозга нормальной картине, тем большим успехом увенчаются усилия. Концентрировать световые лучи в одной точке помогут цилиндрические линзы.

Почему возникает астигматизм Астигматизм, не ухудшающий зрения, встречается у большинства маленьких детей, и связан с неравномерным ростом светопреломляющих структур глаза. В этом случае он снижает остроту зрения менее, чем на 1 диоптрию, и постепенно проходит. Астигматизм, требующий коррекции, наблюдается у 10% детей. Чаще всего он предопределен дефектными генами, переданными от родителей, один из которых страдает этим нарушением. В результате чего формируется неправильная кривизна хрусталика или роговицы. Высокий шанс появления этого заболевания имеется у тех детей, кто родился с: альбинизмом; алкогольным синдромом плода; пигментным ретинитом; кератоконусом – состоянием, когда роговица получила не полусферическую, а конусовидную форму; недоразвитием зрительного нерва; врожденной деформацией зубочелюстной системы, из-за которой деформирована стенка глазницы и неправильно сформировались структуры глаза. Эти случаи – врожденные и вызывают, чаще всего, астигматизм обоих глаз, при этом степень снижения остроты зрения на обоих глазах различна. Патология может носить и приобретенный характер. Так она появляется после: травмы роговицы, в результате которой образовались ее рубцы; операций на глазах; травматическом повреждении, которое привело к разрыву цинновой связки и подвывиху хрусталика; кератита, кератоконъюнктивита; гиповитаминоза A; некоторых инфекционных заболеваниях, которые могут осложниться воспалением структур глаза.

У ребенка, еще не умеющего говорить (до 2-3 лет) заподозрить любое нарушение зрения сложно, особенно если выраженность его невелика. Об астигматизме средней или высокой степени будут говорить такие признаки: чтобы посмотреть мультфильм, ребенок подходит к компьютеру или телевизору довольно близко; если нужно что-то рассмотреть (мультфильм или игрушку), он наклоняет или поворачивает голову, щурится, иногда – растягивает уголки глаз; промахивается при постановке предмета (посуды или игрушки) на место; глазки быстро устают, поэтому малыш их трет руками или прикрывает на несколько секунд через какие-то временные интервалы; в играх натыкается на предметы, на мебель. При появлении постоянной зрительной нагрузки (при подготовке к школе или на занятиях) ребенок отмечает: головные боли: в основном, в области затылка и надбровных дуг; быструю утомляемость; что ему плохо видно на доске; нечеткость зрения, двоение в глазах; ощущение «песка» в глазах; частое покраснение глаз. В начальных классах ребенка с недиагностированным астигматизмом может отличать плохая успеваемость, так как он путает и меняет местами буквы, написанное двоится у него в глазах. Именно поэтому, а не из-за вредности, дошкольник или школьник может избегать чтения книг.

Лечится ли астигматизм Лечится или нет астигматизм именно у вашего ребенка, скажет офтальмолог на основании осмотра. Дело в том, что физиологические формы астигматизма у детей до года могут проходить сами – по мере роста глаза незначительные отклонения кривизны могут выровняться. Если же степень астигматизма легкая и выше, то до того, как глазные структуры полностью сформируются (к 18-20 годам), проводится консервативное лечение. Оно направлено на профилактику опасных осложнений – амблиопии и астенопии. Основное же лечение, которое способно полностью устранить астигматизм – оперативное.

Самые свежие новости медицины в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>