Выживание и дети: спасатель о поведении взрослого и ребенка в экстремальной ситуации
Никто из нас не может быть застрахован от беды. Городские джунгли таят в себе немало опасностей, даже исключая чрезвычайные случаи: лифты ломаются и застревают, в толпе может возникнуть давка и паника, бездомные собаки бывает агрессивными, а таксисты — невменяемыми. Ребенок может потерять кого-то из своих близких, попасть в аварию или очень сильно испугаться чего-то.
Хочется верить, что никому из наших читателей не придется применять на практике рекомендации по выживанию от профессионального спасателя, но действительность такова — лучше быть готовыми ко всему. Кстати, именно этого касается первый совет человека, который занимается спасением детей едва ли не ежедневно.
Выживают и меньше пугаются те, кто прошел подготовку
Что бы ни говорили о бесполезности уроков ОБЖ, во время стрессовых ситуаций становится ясно, знаком ли ребенок с элементарными понятиями выживания. Дети, которые имеют хоть какое-то представление о поведении во время чрезвычайной ситуации, как минимум, не так сильно мешают работе спасателей.
Важно понимать, что пройти базовые курсы по поведению во время ЧС и оказанию первой медицинской помощи не помешает любому из нас.Такие курсы можно найти в каждом городе, и особенно это актуально сейчас, когда начались летние каникулы, и дети получили больше свободы. Взрослым, когда-то прошедшим такие курсы, хорошо бы повторять знания хотя бы раз в год.
Все в теории знают, как выполнять искусственное дыхание, как и когда накладывать шину при переломе или делать массаж сердца. Но если попросить любого взрослого в спокойном состоянии продемонстрировать эти навыки, скорее всего, он ничего не вспомнит. А ведь это вопрос спасения человеческой жизни тогда, когда спасатели еще не пришли на помощь.
К сожалению, каждый из нас хотя бы раз оказывается в эпицентре несчастного случая — и именно взрослым нужно постараться сохранять здравый рассудок, потому что дети очень тонко улавливают настроение и состояние мамы или любого другого человека рядом. Если взрослый человек нервничает или паникует — можно только вообразить, какого масштаба будет паника и страх у человека маленького.
Важно всегда выполнять приказы спасателей
Если спасатель говорит вам, что конкретно нужно делать и как именно стоит защитить детей, не стоит задавать лишних вопросов или пытаться что-то объяснять. Даже если приказы — именно так, не просьбы и не предложения — кажутся вам необычными, дикими или обидными. Терять драгоценное время на слова — самое глупое, что можно сделать, когда времени нет.
Человек, который взял на себя командование вами и ситуацией в целом, знает, что и почему он делает, оценил ваши возможности и потенциальные способности, поэтому, если вам говорят прыгать, — прыгайте. Приказывают стоять — стойте, даже если возникает ощущение, что сделать шаг безопаснее. Часто это может быть шаг к гибели. Вам могут приказать раздеться полностью, пописать на конкретное место, лечь или ползти, молчать или кричать погромче — просто делайте и все. Потом вам все объяснят, когда вы будете спасены. Если у вас еще будут какие-то вопросы.
Если спасателя нет, руководить группой людей должен кто-то один. Никаких лишних телодвижений, никаких споров. В любом случае действовать сообща эффективнее, чем тянуть каждому одеяло на себя.
Ребенка нужно обездвижить любым способом
Многим родителям покажется диким этот пункт, но тут ничего не поделать. При любой экстремальной ситуации детей нужно по возможности поскорее деактивировать.
Дети в стрессе или в шоковом состоянии ведут себя очень по-разному. Одни могут впадать в ступор, других колотит дрожь, третьи начинают громко петь песни или кричать. Есть и те, которые будут хаотично двигаться, ранить себя или других своих товарищей по несчастью.
Предсказать, как себя поведет конкретный человек, невозможно — это касается вообще всех, не только детей.Это поведение никак не зависит от возраста, культуры в целом или уровня интеллекта.
Самое опасное — состояния могут резко сменяться, поэтому, даже если ребенок сидит и смотрит в одну точку, это вовсе никак не означает, что через секунду он не будет толкать в разгорающееся пламя свою старенькую бабушку, например, или не начнет резать кусками разбитого стекла себе ногу. Не потому, что он неадекватный и нехороший, а потому, что это реакция на шок.
Войти в контакт с ребенком и не терять его, особенно, если есть физическая травма
Ребенок оттащен или отведен в какой-то уголок, вокруг нет никаких острых или режущих предметов. С ним обязательно нужно разговаривать, присев на корточки, можно даже лечь рядом с ним, чтобы глаза находились на одном уровне. Спросить имя, возраст, медленно и спокойно объяснить, что происходит. Если взрослый сам не понимает, в чем дело и когда ждать помощи, говорить о чем угодно.
По глазам обязательно отслеживать реакцию — слышит ли ребенок, что к нему обращаются? Постараться не давать сознанию уплывать, не давать сбиться в панику, если есть опыт подстройки дыхания — замедлить дыхательный ритм ребенка. Можно предложить дышать на счет, это помогает успокоиться и выводит токсины, если ребенок только что вышел из заполненного дымом помещения.
Дать понять ребенку, что в страхе нет ничего стыдного
Почти все, кто оказался очень сильно напуган, не могут сдержать естественных позывов, и потом очень этого стесняются и стыдятся.
Важно помнить, что задача взрослого и ребенка — выжить, поэтому никакие естественные выделения не должны мешать вставать, ходить, обниматься, если нужно согреться.
В холодное время года нельзя снимать описанные или обкаканные штаны или запачканную рвотой одежду — понятно, что неприятно в ней находиться, но сохранить тепло будет важнее красоты или стыда. Взрослому лучше объяснить это ребенку — мягко и спокойно, ни в коем случае не кривить нос.
Если нужно будет пробираться к выходу в условиях сильного задымления, а воды под рукой нет — значит, рот и нос нужно защищать любой тканью, смоченной мочой. Об этом тоже нужно спокойно сказать ребенку — иногда брезгливость приводит к тому, что человек задыхается внутри, потому что не сумел воспользоваться единственной возможностью спастись.
Если ребенок не может показать, где болит, — не лезть самим
У детей все устроено иначе — их кости, например, отличаются большей гибкостью, поэтому переломы иногда невозможно заметить неспециалистам.
Для ребенка характерен перелом по типу «зеленой веточки» — когда кость ломается, а надкостница нет, но перелом все же есть. Если ребенку явно больно, но он не в состоянии сказать или хотя бы показать, что конкретно болит, — не нужно делать ничего. Вообще, совсем. При некоторых травмах двигать больного строжайше запрещено, чтобы не ухудшить состояния до критического.
Разговаривать, следить, чтобы не западала голова, если ребенок без сознания. Если его рвет в это время — поворачивать голову набок, чтобы не захлебнулся.
Комментарии