Возможности сказки в воспитании
Едва малыш появился на свет, родители задумываются о его развитии и воспитании, ищут для этого эффективные методы, подбирают подходящие средства. Одним из таких средств является сказка, причем начиная с самого раннего возраста.
Как работает сказка?
Как же сказка может развивать малыша, когда он еще не понимает смысла слов?
Риторика речи, темп, ритмичность, повторяющиеся лексические конструкции, произнесенные голосом родного человека, не только успокаивают, но и заставляют невольно прислушиваться, запоминать, развивая непроизвольную память и внимание младенца.
Развитие ребенка постарше, например в дошкольном возрасте, происходит в игре. Здесь ребенок уже хорошо понимает смысл происходящего. С одной стороны, сказка формирует лингвистическую гибкость, расширяет понятийный словарь, позволяет использовать богатство метафор и в конечном счете оказывает влияние на формирование речи и мышления. С другой стороны, малыш не только воспроизводит сюжеты сказок, когда-то прочитанных ему родителями, но и сам создает, фантазирует.
Теперь при помощи сказки он учится самым необходимым жизненным умениям: уступать, прощать, прислушиваться к другим, жалеть слабых, совершать бескорыстные поступки, избегать опасностей, находить сокровища и, наконец, побеждать. Отождествляя себя с героем, обладающим этими качествами, ребенок как бы приобретает их – и начинает применять их в реальной жизненной ситуации. Кроме того, богатая фантазия – это предвестник креативности и творческого мышления, так высоко ценимых в современном мире.
Сказки для разных задач
Уже начиная с младшего дошкольного возраста, можно использовать сказку с воспитательной целью. Причем эти цели могут быть самыми разнообразными. Например, сказку можно использовать, чтобы приучить ребенка чистить зубы или убирать за собой игрушки.
Порой требуется изменить нежелательное поведение ребенка – слишком агрессивное, обидчивое или застенчивое. Сказка также используется в случае адаптации ребенка к новой для него ситуации: привыкание к детскому садику или к школе, рождению братика или сестренки, а также в случае сложных жизненных ситуаций – таких, как ссоры или развод родителей. Для этих целей используются специальные, психотерапевтические, сказки.
Где можно найти такие сказки?
Возможно два варианта подбора психотерапевтической сказки для ребенка. Во-первых, существуют готовые сказки, специально придуманные для решения часто встречающейся проблемы.
Однако бывают сложные случаи, когда сказку необходимо написать специально. Например, когда у ребенка есть какая-либо особенность, личностная черта или когда возникла какая-то необычная, сложная для ребенка ситуация. Тогда будет уместно обращение к специалисту-сказкотерапевту. В итоге совместной работы ребенок успешно справляется с проблемой — сначала на «сказочном», метафорическом, уровне, а потом и в реальной жизненной ситуации.
Особенности психотерапевтической сказки
Ребенок непроизвольно соотносит себя с главным героем сказки. Особенно если он обладает близкими чертами характера или часто попадает в схожую ситуацию. Часто он не понимает, что переживает в этой ситуации, а гнев или обида переполняют его. В попытке избавиться от негативных чувств ребенок может прибегнуть к агрессии или, наоборот, стать неожиданно застенчивым, замкнутым, стеснительным. Обозначение его чувств, оценка их как естественных снимает с него груз вины за его переживания.
Следующий шаг – научить ребенка понимать, что именно переживает друг/обидчик/братишка/мама/партнер по общению – ведь все мы включены в те или иные межличностные отношения. Важно, что ребенок понимает это не из нотаций или объяснений, а играя (то есть проживая) разные роли разных персонажей сказки.
С другой стороны, когда ребенку удается реагировать не так, как обычно, придумать успешный ход, повышается его самооценка, формируются (и закрепляются) новые способы взаимодействия.
Родитель может успешно корректировать поведение ребенка, используя готовую сказку, если соблюдаются следующие условия:
сказка должна быть написана специалистом и соответствовать возрасту ребенка;
ситуация должна быть относительно «стандартной»;
ребенок не должен находиться в состоянии стресса; если ситуация сложна или у ребенка ярко выраженные особенности, сложный непредсказуемый тип реагирования, лучше обратиться к детскому психологу.
Комментарии