Воспитание дворян и аристократов
Со стороны жизнь дворян и аристократов может казаться сплошным праздником и непрекращающимися развлечениями. Это совсем не так. Да, выходы в свет, балы, салонные беседы и личная переписка – все это было, но жизнь дворян была скорее похожа на строгий ритуал, для качественного исполнения которого требовалось воспитание с детства. Очень жесткое воспитание!
Дворян и аристократов воспитывали в кругу семьи – но как же эта семьи не были похожи на то, что считаем семьями мы сегодня!
Уважение к старшим – обязательная и необсуждаемая черта дворянского воспитания. Во многих дворянских семьях придерживались традиции отдельного проживания детей и родителей. Детские комнаты находились в другом крыле дома, что учитывалось изначально при его планировке, и в максимальном удалении от кабинета отца, «ибо за криками и шумом ничего делать не можно будет».
Писатель Владимир Соллогуб вспоминал:
«Жизнь наша шла отдельно от жизни родителей. Нас водили здороваться и прощаться, благодарить за обед, причем мы целовали руки родителей, держались почтительно и никогда не смели говорить «ты» ни отцу, ни матери».
Расстроить родителей считалось тяжелым проступком. «Ты недостоин моей дружбы», – говорил Николаю Бестужеву недовольный его поведением отец.
«Мальчикам внедряли догмат беспрекословного повиновения ввиду предстоявшей им государственной службы, девочкам – ввиду неизбежной власти мужа», – вспоминает писательница и феминистка Мария Цебрикова.
Любезности и учтивости детей обучали с детства: без знания этикета нельзя было обойтись, вступая в разговор с другими людьми. В общении следовало смотреть собеседнику в глаза, с уважением относиться к чужому мнению и не задевать самолюбие других. Этими добродетелями некоторые представители российской аристократии часто пренебрегали. Доказательство тому – несметное количество дуэлей, захвативших империю в XVIII веке.
То, что сегодня называется «контроль эмоций» и изучается на специальных тренингах, в дворянском воспитании была естественная норма, которой каждого обучали с детства. «Лаком высшего тона» называл Лев Толстой заученность этикетных норм, знаменитые сдержанность и спокойствие, умение тщательно скрывать свои истинные мысли и чувства. Писатель так характеризовал отца
Николеньки в «Детстве»:
«…Он так хорошо умел скрывать от других и удалять от себя известную всем темную, наполненную мелкими досадами и огорчениями сторону жизни, что нельзя было не завидовать ему».
Танцы – один из обязательных элементов воспитания. Не умея танцевать, нельзя было попасть на бал. А бал в жизни дворян был не праздным времяпрепровождением, а важнейшим элементом социализации.
Танцы того времени были сложны и требовали специальной хореографической подготовки. Обучение начиналось с 5-6 лет. Кроме заучивания па, преподавалось и умение держать себя: изящно кланяться, легко двигаться, подавать руку даме.
Девочки были обязаны следить за осанкой. Анна Керн вспоминала, как гувернантка заставляла ее каждый день лежать на жестком полу.
Знание хозяйства, как навык, прививался исключительно маленьким дворянкам. Княгиня Мещерская писала своей дочери:
«Следует избегать долгов. Лучше себе отказать не только в прихоти, но даже в нужном, чем войти в долг. Питаю себя надеждою, – продолжала княгиня, – что кротостью, послушанием, ревностью характера не возмутишь семейного спокойствия».
Молодым дворянкам надлежало вести себя скромно и не привлекать излишнего внимания к своему образованию, даже если оно и было блестящим.
Вот размышления современника по этому поводу:
«Женщина еще может быть умной, хотя и ее доля незавидна. Все будут говорить, что она умная женщина, хвалить ее ум, но в обществе она всегда будет сидеть одна или среди старух».
О сексуальной стороне брака целомудренные дворянки почти ничего не знали – эта тема была табуированной. Молодые дворяне вели себя гораздо фривольнее, получая первый сексуальный опыт с прислугой и замужними женщинами. Часто юношей в дома терпимости приводили отцы и старшие братья.
В допетровскую эпоху игра на музыкальных инструментах считалась для дворян неприличной, но в XVIII-XIX веках правила изменились. Отныне музицированию находилось место в расписании дня ребенка в обязательном порядке. Считалось, что музыка вызывает благородные чувства.
Детей, по мере овладения грамотой, приучали писать письма и вести дневник. Без умения правильно формулировать и красиво излагать свои мысли на бумаге дворянин не мог чувствовать себя своим в высшем свете.
Главная установка в воспитании мальчиков из дворянских семей – ориентироваться не на успех, а на идеал. Почитающиеся в обществе добродетели, такие как смелость, честность, образованность, объявлялись качествами обязательными.
Не все это знают, но дворянство в России почти всегда составляли фронду царской фамилии и тем, кто был царем особо приближен. Однако оппозиционность дворянства была вызвана только тем, что у царя и дворянства были разногласия в вопросе служения России. А то, что выше служения родине нет ничего – у дворян сомнения не было.
В дворянских домах и усадьбах организовывались своеобразные музеи в память о каком-либо предке и его боевых заслугах. В доме бережно хранились награды, полученные в разных военных кампаниях, и оружие. Это способствовало патриотическому воспитанию молодых дворян.
Безусловным достоинством дворянина считались храбрость и выносливость. Для этого мальчиков с младых ногтей учили плавать, владеть оружием, переносить холод. Школа воспитания аристократа – трудная школа, но прошедшие ее гордились результатами.
Комментарии