Воспитание детей
Нередко в общественных местах приходится наблюдать такую картину: ребенок капризничает, кричит, ложится на пол или на землю и начинает стучать кулачками. То есть он ведет себя совсем не так, как хотелось бы его родителям. И им в такой ситуации очень неудобно, ведь их ребенок не соответствует общепринятым нормам поведения.
Самый верный способ успокоить ребенка, по мнению многих – это пригрозить ему. Например, такими фразами, как «если не успокоишься, ты у меня получишь», «прекрати, иначе я дома тебя накажу», и другими более пугающими словами. Эти угрозы эффективны. Но, к сожалению, данная угроза забывается ребенком сразу же, как родитель теряется с поля зрения. По истечении определенного времени дитя снова начинает шалить, делать то, что ему недавно запретили.
Вот вашему вниманию пересказ истории из книги «Психология влияния» Роберта Чалдини:
В США был проведен необычный эксперимент. Десятилетним мальчикам дали кучу игрушек различных тематик, но строго-настрого и угрожающе запретили играть с одной игрушкой – с роботом. Ни один мальчик к роботу близко не подошел. Дети лишь поглядывали с опаской на учителя-психолога. Через несколько дней этого психолога заменил другой. Он разрешил ребятам играть со всеми игрушками, которые они видят перед собой. 80% детей мгновенно побежали к роботу. В другой группе детей провели точно такой же эксперимент. Отличие лишь в том, что запрет звучал мягко, без угроз. Спустя 20 дней к мальчикам пришел тот же психолог и разрешил играть со всеми игрушками. Но интерес к роботу проявили лишь 18% детей. Почему же так? Почему у второй группы мальчишек нет такого ажиотажа, как у мальчиков первой группы?
Роберт Чалдини говорит, что ребенок чувствует ответственность за свои поступки. Запрет с угрозой не даст желаемого эффекта, потому что это не убеждение самого ребенка. Напротив, он будет делать всё по-другому, только так, чтобы его не увидели.
Если запрет звучит из уст авторитетного взрослого понятно, спокойно и без угроз, то дитя берет эту мысль себе, присваивает. И ребенок будет считать, что это его позиция. Есть родители рядом или нет — это уже не имеет для ребенка значения, нарушать запрет он не будет.
Но есть важный момент: взрослый (родители, воспитатель, учитель, тренер) должен быть для ребенка авторитетом, ребенок должен его уважать. А как добиться от ребенка уважения к своему запрету? Тут всё зависит от особенностей детской психики. Кому-то хватает слова «нельзя», а кому-то долго и многословно нужно доносить, почему именно нельзя, чем это грозит. Родители на то и родители, чтобы знать изнутри своего ребенка. Главное — не угрожать! Пусть ребенку его внутренний голос даст правильный ответ в ситуациях выбора. А задача родителей – сделать так, чтобы запреты воспринимались ребенком как его убеждения.
Комментарии