В финских школах на переменах можно бегать. И даже играть в мяч
— Извините, можно вас на минутку?
Дело было еще в нашей массачусетской школе. Шла большая перемена, и моя бдительная наставница отвела меня в сторонку, чтобы поговорить. Вопреки обыкновению, на ее лице не было улыбки.
— Тим, пожалуйста, не обижайтесь на то, что сейчас услышите, — начала она, — но, когда бы я ни заглянула к вам в класс, вы вечно сидите с первоклассниками на ковре и что-то говорите.
Ее замечание задело меня, но вовсе не потому, что было несправедливым, а наоборот. Моя привычка требовать от первоклашек, чтобы они пассивно сидели на ковре примерно по полчаса, слушая объяснение нового материала, явно не шла им на пользу. К тому времени, когда я отпускал их для самостоятельных занятий, ребятишки уже были не в настроении что-то делать, а кое-кого приходилось буквально отклеивать от пола.
Вооружившись старомодным секундомером, я заставил себя укладываться в 15 минут. Результаты вдохновили: при таких коротких уроках дети быстрее включались в учебный процесс и эффективнее работали, переместившись за парты. Но вскоре я выявил еще одну очевидную проблему: мои ученики проводили почти 100% учебного времени сидя. Интуитивно я чувствовал, что это ведет к проблемам, но лишь позже осознал, к каким именно.
Хорошенько все обдумав, я понял, что наблюдал этот феномен во всех американских школах, где мне довелось побывать. В США ученики на занятиях вынуждены проводить бо́льшую часть времени в сидячем положении. Да и вдобавок они не слишком активны в течение всего школьного дня.
Как заставить детей двигаться в течение школьного дня
Почему-то я пришел к выводу, что недостаток физической активности в школе — это чисто американская проблема, естественный побочный эффект долгих учебных дней и ограниченных возможностей для передышки. Но, когда я начал преподавать в Финляндии, то увидел то же самое и в государственной школе Ressu в Хельсинки.
Сначала я не мог понять, как это возможно, ведь в Финляндии более короткие учебные дни, включающие частые 15-минутные перемены. Но, хотя перерывы и позволяют детям лучше сосредоточиться в классе, они еще вовсе не гарантируют повышения физической активности.
Я видел, что многие финские школьники проводили перемену на игровой площадке совершенно пассивно, и при этом совершенно не важно, какая погода была на дворе. Одни не отрывались от смартфонов, в то время как другие собирались в группки и болтали, сидя на скамейках или стоя. Некоторые, правда, все же играли во дворе в футбол или в пятнашки. Но обычно пассивных детей было все-таки больше, чем активных.
Финские исследователи подтвердили справедливость моих наблюдений. В «Национальном отчете об успеваемости детей и подростков в Финляндии по физической культуре» от 2014 года за общий уровень физической активности стоит оценка D (аналог русской оценки 3). А предпринятое в 2013 году исследование показало, что только половина принявших в нем участие учеников младших классов выполняет рекомендацию посвящать как минимум час в день занятиям физической активностью «от умеренного до интенсивного уровня». У учащихся средних классов этот показатель был еще ниже — всего лишь 17%.
Финляндия оказалась не единственной страной, «плохо успевающей» по физкультуре. Согласно статистическим данным, лишь около 25% американских детей в возрасте от шести до 15 лет ежедневно занимаются физкультурой по часу по крайней мере пять раз в неделю.
Хотя дети и в Финляндии, и в США сегодня страдают от гиподинамии, существует одно принципиальное отличие: в маленькой северной стране недавно запустили эксперимент — была принята новая государственная программа «Финские школы в движении», призванная помочь детям вести активный образ жизни в течение всего учебного дня.
В 2010–2012 годах программа тестировалась в 45 финских школах. Эксперимент показал, что учителя могут повысить физическую активность детей, если действительно приложат к этому усилия. Согласно исследованию, половина младших школьников и треть учащихся средних классов сообщили, что стали вести более активный образ жизни.
Туйя Таммелин, директор по исследованиям в фонде LIKES, где изучили результаты эксперимента, рассказала мне, что ее впечатлило, как быстро программа «Финские школы в движении» прижилась в учебных заведениях. Всего за пару лет число участвующих в ней средних школ выросло с 45 до почти 800. Осенью 2014 года и наша хельсинкская школа Ressu тоже присоединилась к этой инициативе, так что я имел возможность наблюдать ее в действии.
На переменах — на улицу, играть в подвижные игры
Как-то раз, дело было в середине декабря, я вышел на улицу во время очередной 15-минутной перемены. (К тому времени я уже работал в Хельсинки второй год и перешел вместе с учениками в шестой класс, оставшись их учителем.) Мы недавно подключились к программе «Финские школы в движении», и мне было интересно, изменилось ли что-то в поведении учеников. Может, детей, пассивно проводящих перемену, и впрямь стало меньше?
На игровой площадке две мои шестиклассницы, Эмми и Марианне, облачившись в неоново-желтые жилеты, руководили популярной игрой, разновидностью салок. Вокруг них носилось туда-сюда около десятка детей помладше. Эмми и Марианне в этот день были «активаторами перемены»: это значит, что они прошли специальную подготовку и должны были один раз в неделю работать со своими младшими товарищами, в основном первоклассниками и второклассниками.
Вскоре стало ясно, что картина с участием Эмми и Марианне, которую я наблюдал в тот день, была совершенно обычной. Каждый день в полдень несколько «активаторов перемены», распределившись по залитой гудроном площадке вовлекали детей помладше в активные игры.
Потом я посетил школу в финском городе Сало, это в 100 км от Хельсинки. Там я увидел, что шестиклассники организуют процесс по-другому. Урок только-только закончился, и у меня на глазах десятки малышей собрались в вестибюле. Но вместо того, чтобы отправиться на улицу, как они, вероятно, делали раньше, дети остались в школе и выстроились в очередь у стола возле входа. Каждый ребенок держал в руках кусочек бумаги размером с визитную карточку. Как выяснилось, это были «паспорта», дающие право взять напрокат на время перемены спортивный инвентарь.
Два ученика постарше открыли стоявший под столом ящик и подозвали первого малыша. Парнишка выбрал баскетбольный мяч и, получив его, радостно побежал на улицу. Вслед за ним девочка попросила скакалку. Так оно и продолжалось до тех пор, пока длинная очередь оживленных детей не рассосалась.
Полчаса йоги для старшеклассников
Я видел, что ученики младших классов теперь много двигаются на переменах. Но вот как насчет ребят постарше? Ведь пилотные испытания показали, что склонность к пассивному образу жизни с возрастом устойчиво растет. И я отправился побеседовать с преподавательницей физкультуры, которая координировала программу в нашей школе. Хотя учительница эта и была довольна работой «активаторов» вроде Эмми и Марианне, ей тоже казалось, что нужно как-то повлиять на старших детей. И у нее имелся план на этот счет.
Было решено, что школа перейдет на новое расписание, чтобы дать ученикам возможность заниматься наиболее привлекательными для них видами физической активности. Вместо коротких перемен детям предложили по крайней мере один получасовой перерыв каждый день. Ожидалось, что это будет особенно полезно ученикам с седьмого по девятый класс, которые уже переросли игры вроде салок и, чтобы получить необходимую физическую нагрузку, нуждались в чем-то более уместном для своего возраста.
Благодаря этой новой модели у ребят постарше появилась возможность найти для себя подходящие варианты занятий, чтобы быть активными в течение дня: такие, например, как йога, пилатес, флорбол (хоккей в зале) или гимнастика.
Интересно, что все занятия в финских школах ведут и организуют сами ученики, и это сделано специально. В этой стране детей побуждают взять ответственность на себя, приглашая высказывать идеи, а затем выделяя время и место, чтобы они делали то, что им действительно интересно.
Как меньше сидеть во время уроков
Когда Ressu присоединилась к проекту «Финские школы в движении», координаторы программы предложили различные стратегии, позволяющие ученикам быть активнее и во время уроков: введение «энерджайзеров» (небольших перерывов, когда дети прямо посреди урока могут встать с места и размяться), выполнение заданий стоя и замена обычных стульев фитболами, чтобы одновременно учиться и получать физическую нагрузку.
С той осени я начал искать новые способы повысить активность учеников во время уроков. Один из них я придумал еще в Америке, — я называю его «Активная прогулка по галерее». Благодаря этому методу дети во время занятий двигаются, однако не расслабляются и остаются внимательными и сосредоточенными.
Как правило, делая презентацию, ученики представляют свою работу достаточно пассивно: стоят перед классом с постером и пересказывают материал, который выучили. Это не просто отнимает много времени, но и не слишком, на мой взгляд, продуктивно. Сидеть и просто слушать много выступлений подряд порой бывает скучно до зевоты, в том числе и для учителя.
Вот как выглядит «Активная прогулка по галерее»: ученики прикрепляют постеры с презентациями к стенам класса или коридора, как будто представляя свои работы в художественной галерее. Каждая работа пронумерована, и дети последовательно переходят от одного «экспоната» к другому, тщательно изучая каждый в течение одной-двух минут.
Чтобы процесс был более осмысленным, они обязательно оставляют письменные отзывы о каждой работе. Перед началом урока я раздаю ребятам стикеры двух цветов: одни предназначены для вопросов автору, а на вторых ученики пишут свои комментарии.
Самое интересное начинается, когда обход «галереи» закончен. Дети несутся снимать работы со стен и возвращаются за парты, где тщательно изучают отзывы одноклассников. К моему восторгу, авторы всегда стараются улучшить свои презентации, без всяких подсказок с моей стороны.
Вот еще одна идея, как добиться того, чтобы дети проводили меньше времени сидя. Когда я преподавал в первом и втором классах в Массачусетсе, был у меня один ученик, который ну просто никак не мог спокойно усидеть на месте. В конце концов я разрешил мальчику работать стоя, и успеваемость его от этого нисколько не пострадала.
Я слышал, что сейчас некоторые школы закупают особые парты, за которыми можно работать стоя. Это представляется мне хорошим решением проблемы. Но вовсе не обязательно тратить большие деньги на приобретение дорогостоящего оборудования: можно, например, просто разрешить ученикам читать книги стоя или раздать детям папки-планшеты, чтобы они могли выполнять задания, находясь в разных частях кабинета.
Комментарии