Учимся читать

Учимся читать

Современная программа обучения в средней школе обязывает ребенка уметь читать еще до того, как он сядет за парту. Этим легко объясняется популярность новых методик воспитания будущих книгочеев едва ли не «с пеленок». Какие из них наиболее эффективны? И чем хорош традиционный звукобуквенный метод?

Учимся читать
Предпосылки к обучению
Прежде всего, обучая ребенка чтению, необходимо учитывать желания и потребности малыша, а не руководствоваться исключительно родительскими амбициями. Оптимальный возраст для этого – 4, 5 года. Чтобы понять, созрел ли психологически ребенок для освоения нового интеллектуального навыка, внимательно наблюдайте за ним. Если он пытается прочитать уличные вывески, проявляет интерес к детским книжкам, узнает в словах известные ему буквы, значит, время настало. Отличными предпосылками для обучения чтению будут красочный плакат с алфавитом, активизирующий пассивную память ребенка, а также магнитные доски с разноцветными буквами и, разумеется, чтение вслух сказок и стихов. Ведь ваша цель – не просто научить ребенка складывать буквы в слова, а привить ему любовь к чтению. А пока что буквенные «обозначения» слов для него – не более чем визуальная абстракция.

Звукобуквенный метод
Традиционный метод обучения чтению, а именно – звукобуквенный или фонемный, предполагает, что сначала ребенок учится читать буквы, затем — слоги и только на финальном этапе – слова. Этот метод проверен временем и до сих пор успешно применяется в детских садах и школах. И хотя он требует от ребенка усидчивости, его рекомендуют логопеды и многие педагоги со стажем. К тому же, в отличие от альтернативных методик Зайцева и Домана, этот метод не требует «переучивания» в школе.

Как научить ребенка читать по фонемному методу
Пожалуй, наиболее сложный этап в обучении чтению по фонемной методике – объяснить ребенку, как соединять вместе буквы и читать их слитно. Поскольку у многих детей это вызывает затруднения (ребенку сложно вспомнить и назвать следующую букву), приступайте к данному этапу лишь тогда, когда малыш твердо усвоил азбуку. Главное при знакомстве ребенка с буквами – правильная последовательность их изучения. Начинать всегда следует с гласных – они более легкие в восприятии, на следующем этапе переходите к твердым согласным, а в финале уделите внимание «шипящим». Обучая буквам, называйте звук, а не название буквы, т.е. букву «Б» следует читать как «б», а не «бэ». Иначе соединение букв для ребенка будет трудной задачей. И прежде чем переходить к еще незнакомым буквам, обязательно повторите уже пройденный материал – соблюдение этого известного педагогического приема позволит вам закрепить полученные знания.

Чтобы ребенок быстрее усвоил алгоритм чтения, начинайте обучение с простейших слов-слогов. Оптимально, если они несут в себе определенный смысл. Хорошо, если вы сумеете подобрать к этим слогам соответствующие иллюстрации. Например, знакомя малыша со словом «Ау!», продемонстрируйте ему рисунок с изображением детей, перекликающихся в лесу. Подобная игровая форма обучения значительно ускоряет процесс. Впоследствии вы можете предложить ребенку прочесть слоги без смысловой нагрузки, но в таком случае начинайте всегда с простых слогов, состоящих из одной пары букв, где согласная буква предшествует гласной. Если малыш уже ловко читает по слогам, переходите к слитному прочтению слов. Главное – сделать это вовремя, в противном случае привычка читать по слогам укоренится и замедлит скорость чтения. Лучше внести игровой элемент в процесс обучения, например, использовать методику «бегущего человечка». Для этого нарисуйте дорожку, пролегающую от первой буквы слога ко второй, и предложите малышу вместе с воображаемым человечком «добежать» до второй буквы.

Методика Домана
Новые веяния в педагогике сфокусировали внимание не на последовательном освоении сначала букв, а затем слогов и слов, а на быстром чтении слов либо целиком, либо по складам. Так, согласно методике Домана, также названной «глобальным чтением», ребенка обучают сразу читать слова. Обучение производится с помощью специальных карточек со словами, которые демонстрируются ребенку в течение одной секунды. Причем, родитель должен только озвучивать показанные слова. Постепенно количество карточек со словами увеличивается, помимо слов, вводятся целые словосочетания. Тем самым перед ребенком ставится очень сложная задача – он должен интуитивно понять механизм чтения. По статистике, только 20 % детей на это способны. К тому же, при обучении детей по методу Домана, задействована только зрительная система ребенка, его не учат анализировать полученную информацию, а просто «загружают» ее в память.

Методика Зайцева
В отличие от метода Домана, принцип Зайцева хорош тем, что он позволяет задействовать не только визуальную, но и слуховую, и даже кинестетическую память, основанную на ощущениях движения ребенка. Ведь в обучении чтению используются специальные кубики, а сам процесс освоения этого навыка происходит в форме игры, что очень нравится детям! С помощью метода Зайцева, где в качестве единицы чтения используются не буквы, а склады, дети быстро и легко обучаются. А аудиозаписи с веселыми песенками делают этот процесс весьма увлекательным для малыша! Однако у метода «Зайцева» есть существенный недостаток: у ребенка могут возникнуть большие проблемы в школе, где учат читать по слогам. Придется учиться разделять слоги на звуки, ведь ребенок сразу читал склады, а не составлял их из отдельных звуков. Но, если вы к этому готовы, то процесс обучения по методике Зайцева не потребует от вас больших усилий, а ваш малыш за короткий срок научится хорошо читать. В любом случае, какой бы метод обучения вы ни выбрали, главное, чтобы ваши совместные занятия с ребенком доставляли вам удовольствие – тогда и результаты еще больше порадуют вас!

Самые свежие новости медицины на нашей странице в Вконтакте

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>