Трудности в представления о времени у детей
Малыши, у которых нарушена речь, не осознают четко то, что время не стоит на месте, а идет вперед, оно не может двигаться назад. Такие детки могут думать, что с наступлением ночи время останавливается, так как стоят часы. У них происходит отставание в формировании временных представлений. Они не знают времен года и дней недели. Понятие завтра и вчера для них тоже размыто.
Таким деткам нужно объяснять, что время никогда не останавливается, а все время идет вперед. Деткам с тяжелыми нарушениями речи очень трудно распределить свое время и вообще понять временные промежутки. Они думают, что сутки меньше часа, а час меньше минуты. Им трудно понять какое событие произошло давно, а какое только что. Им так же трудно установить последовательность и связь между происходящими в их жизни событиями. Чтобы научить таких деток различать время, с ними проводят долгие беседы, в которых объясняют, что год больше чем месяц, а месяц больше чем день. Дети не понимают, сколько времени занимает дело, которым они занимаются. Игры очень помогают им получить представление о времени. Во время игры, где объясняется, что минута меньше часа и так далее, происходит лучшее усвоение детей времени.
Для формирования у детей с тяжелыми нарушениями речи понятия о времени, с ними ежедневно проводятся занятия, на которых акцентируется внимание на слове «сегодня» тогда ребенок понимает, что следующее занятие будет завтра, а предыдущее было вчера. Постоянно делают напоминание о том, что делали «вчера». График дежурств хорошо влияет на формирование представления времени у детей. Они начинают понимать, что кто-то из них дежурил вчера, а кто-то будет это делать завтра. Лучше всего сделать специальный календарь, на котором будут размещены картинки и фото детей. Так их представления будут формироваться еще лучше. Каждый день картинки на таком календаре перемещаются и дети понимают, что предыдущий день уже прошел.
Прогулки на улице помогают детям с тяжелыми нарушениями речи понять длительность и последовательность времени. Такие дети могут не понимать, что есть вечер и утро как время суток. Они различают только ночь и день. Во время прогулки можно объяснить им последовательность времени суток. Это можно сделать также с помощью картинок. Ребенку нужно задавать вопрос: «Что было раньше, а что потом». Чтобы ответить на это вопрос ребенок составляет короткий рассказ и тем самым у него формируется не только представление о времени суток, но и развивается речь.
Комментарии