Тревожный ребенок: как помочь ему стать смелее

Тревожный ребенок: как помочь ему стать смелее

Тревожное расстройство диагностируют у 10% детей в возрасте от 5 до 18 лет — то есть у каждого десятого ребенка! «Об этом не пишут в учебниках, но мы знаем из опыта: это самое частое из всех видов психических расстройств у детей», — замечает клинический психолог Сильвия Шнайдер, детский и подростковый психолог, психиатр, профессор факультета психологии Рурского университета в Бохуме (Германия), специалист в области психических расстройств у детей и подростков. Она приехала в Москву, чтобы провести семинар по когнитивно-поведенческой терапии детей и подростков, где мы задали ей несколько вопросов.

Psychologies: Родители часто замечают отклонения в поведении ребенка, когда речь идет об аутизме или, например, синдроме гиперактивности, и сразу обращаются к специалистам. Но тревожные расстройства не так заметны. Тревога, кажется, растворена в нашей среде, и ее проявления не привлекают внимания взрослых. Как понять, что ребенку нужна помощь?

Сильвия Шнайдер: Причина невнимания к тревожным расстройствам у детей отчасти в том, что проблема переживается ребенком внутри, она не так заметна при его взаимодействии с внешним миром, как при расстройствах аутистического спектра или синдроме гиперактивности. И поэтому тревожное расстройство труднее распознать и диагностировать.

Часто оно вырастает из самых обычных, естественных страхов. Например, страх разлучиться с матерью и боязнь незнакомых людей совершенно нормальны для ребенка от 8-9 месяцев до 2-3 лет. Но к 3-4 годам 95% детей преодолевают эту тревогу. И тогда они спокойно ходят в детский сад, общаются с другими детьми и без скандалов остаются ночевать у бабушек-дедушек.

Но если ребенок и после 4-5 лет испытывает эту тревогу, тогда ее можно назвать патологической. Кроме того, что она не соответствует возрасту ребенка, нездоровая тревога длится долгое время — от месяца до нескольких месяцев или лет.

Какие страхи ребенка явно не соответствуют его возрасту?

Родителей должно насторожить нежелание ребенка пяти лет и старше спать в своей кровати. Причем речь не о тех двух-трех днях, когда в семье что-то происходит (переезд или ссора) и ребенок боится идти в свою комнату, потому что очень возбужден. Нет, я говорю о длительном периоде времени, когда и сами родители уже хотели бы отправить ребенка спать отдельно, но не могут ничего поделать. Или когда ребенок старше пяти лет долгое время боится громких звуков. Это типичная фобия.

У меня был клинический случай, когда трехлетний ребенок, оказавшись на детском празднике, испугался лопнувшего шарика и с тех пор стал бояться громких звуков. А потом уже и хлопушек, фейерверков, грозы и многих других ситуаций, которые связаны с резким шумом. Он стал отказываться выходить на улицу играть с детьми.

Его семья живет в Швейцарии, где 1 августа отмечается национальный праздник. Так вот, они стали каждый год на этот день уезжать в Германию, чтобы избавить ребенка от шума и фейерверков. Вся семья участвовала в этой ситуации. Словом, нездоровая тревога ярко выражена и мешает ребенку и его семье в повседневной жизни.

А что такой ребенок чувствует? И чего он боится на самом деле?

Дети часто говорят о том, что испытывают странные, неприятные ощущения в животе — это самая распространенная жалоба. У них учащается сердцебиение, они чувствуют слабость в коленях — ноги становятся как будто ватные. И больше всего в такой момент они хотят убежать к маме или другому близкому человеку, рядом с которым чувствуют себя в безопасности.

А предмет страха зависит от типа тревожного расстройства. При тревоге, связанной с разлукой — мы называем это сепарационным тревожным расстройством, — ребенок боится, что его мама уйдет и не вернется к нему. Ребенок с социальной фобией не может громко говорить в присутствии чужих людей и отвечать на уроке, когда учитель его спрашивает. В эту минуту он может думать: «Я сейчас скажу какую-нибудь глупость, весь класс будет смеяться надо мной, и я сюда больше не смогу прийти».

А тот ребенок, который избегал громких звуков, боялся, что из-за них он может сойти с ума, и это было бы ужасно, потому что мальчик не мог себе позволить проявить такую слабость. В любом случае, тревожные расстройства нарушают гармоничное развитие. Ведь ребенок, который испытывает такой сильный страх, старается избегать тех ситуаций, в которых эта тревога может возникнуть. А потому перестает ходить в детский сад или в школу, не общается со сверстниками и вообще не занимается тем, чем обычно занимаются дети в его возрасте.

О чем нужно знать родителям, чтобы помочь своим детям? Или, по крайней мере, не навредить им?

Прежде всего, важно показать ребенку, что они действительно понимают, как ему сложно жить в такой ситуации. А затем — поощрять и поддерживать все те способы, которые выбирает их сын или дочь, чтобы справиться с ситуацией.

Например, когда ребенка с социальной фобией спрашивают, как его зовут и он очень тихим, робким голосом отвечает, то необходимо похвалить и поддержать его («молодец, что ответил!»), вместо того чтобы заставлять его повторить громче! А родители обычно поступают ровно наоборот: они часами готовы обсуждать и критиковать избегающее поведение ребенка, заставлять его быть смелее, но только не поддерживать его малейшие попытки быть смелее.

Значит, семье швейцарского мальчика не стоило идти на поводу у страхов ребенка и уезжать в Германию?

Ошибка этих родителей заключалась в том, что они с самого начала поддерживали тактику избегания ребенка: перестали покупать ему шарики, увозили подальше от громких звуков. Вместо этого они должны были разговаривать с ребенком и терпеливо, настойчиво, спокойно предлагать: давай попробуем шарик немножко надуть и лопнем, проверим, какой будет звук… Шаг за шагом пробовать.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины на нашей странице в Вконтакте

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>