Тип нервной системы у детей: Сильная, слабая; подвижная, инертная
![Тип нервной системы у детей: Сильная, слабая; подвижная, инертная Тип нервной системы у детей: Сильная, слабая; подвижная, инертная](https://next4u.ru/wp-content/uploads/2019/07/thinkstockphotos-157230867.jpg)
Русский физиолог И.П.Павлов отмечал, что важнейшей характеристикой нервной системы человека является сила процесса возбуждения. Именно она отражает работу нервных клеток. На данной характеристике основано деление типов нервной системы на подвижный и инертный, сильный и слабый. Их основное различие – в работоспособности, оптимальной лишь в подходящих условиях. Это нужно учитывать педагогам, родителям и психологам: здесь особо важен индивидуальный подход и помощь в использовании сильных сторон ребенка и компенсации слабых.
Типы нервной системы у детей
Ребенок с сильной нервной системой
бодр и полон энергии, уверен в себе, в своих знаниях. Иногда даже переоценивает свои возможности;
легко усваивает любые знания;
способен на протяжении длительного времени сосредоточенно заниматься уроками и любой другой интересной для него деятельностью;
легко включается в работу;
легко справляется с дополнительными нагрузками;
способен готовить уроки не только дома или в группе продленного дня, а и на перемене, в транспорте.
Но:
«скисает» и раздражается при однообразной, монотонной работе (стремится избежать ее, ищет пути выхода, например начинает отвлекаться, разговаривать с соседом, ставить вопрос учителю);
с трудом выполняет работу по шаблону, алгоритму, ему тяжело даются доказательства теорем, синтаксические разборы сложных предложений;
не склонен к работе, которая требует систематизации, упорядочение материала;
не любит планировать свою деятельность и проверять выполненную задачу, повторять пройденный материал;
не выделяется старательностью;
чаще усваивает учебный материал бессистемно, поверхностно, «наскоком», не вникая глубоко у суть.
Советы психологов относительно работы с таким ребенком
необходимо тренировать у ребенка усидчивость, терпение относительно выполнения монотонной, однообразной, лишенной эмоций, возможностей для разрядки деятельности; также необходимо разнообразить его деятельность;
разрешать ученику непродолжительные перерывы, изменение видов деятельности;
по возможности контролировать выполнение любой поэтапной деятельности ребенка, специально тренировать способность постепенности, последовательности в работе.
Ребенок со слабой нервной системой
спокойный, тихий, осторожный, послушный, старательный;
эффективно, вдумчиво, с удовлетворением работает при выполнении знакомой деятельности. Способен проводить глубокий, всесторонний анализ и обдумывание учебного материала;
легко усваивает хорошо систематизированный материал;
при превентивном обучении повышается трудоспособность ребенка.
Но:
излишне впечатлителен;
имеет частые перепады расположения настроения, подавленное состояние в случае неудачи;
не может заниматься несколькими видами деятельности;
имеет низкую трудоспособность и быструю утомляемость в случае продолжительной работы;
недостаточно уверен в себе;
недостаточно сосредоточен;
чаще всего такой ребенок плохо усваивает знания в классе, на уроке и восполняет пробелы добросовестной, скрупулезной домашней работой, с удовлетворением использует энциклопедии и словари.
Советы психологов относительно работы с таким ребенком
предоставляйте ребенку достаточно времени на подготовку и обдумывание вопросов, на выполнение и проверку задач;
привлекайте ребенка к широкому кругу занятий и давайте ему возможность ощутить свои сильные стороны;
широко используйте упорядоченную учебную деятельность;
из-за быстрой утомляемости разрешайте делать перерывы для отдыха, другой деятельности, например физические упражнения;
по возможности опрашивайте ребенка в начале урока и в начале школьного дня;
не заставляйте отвечать новый изучаемый материал;
используйте медленный темп умственной деятельности;
не сильно критикуйте ребенка в случае неудач.
Ребенок с подвижной нервной системой
непоседлив, несобран, не может сосредоточиться на уроке. Его постоянно что-то отвлекает, долго не может собраться и приняться за работу;
ему скучно заниматься какой-то одной деятельностью;
не составляет для себя никаких расписаний и графиков;
способен на ходу принимать решения, быстро приспосабливается к новым условиям;
нередко отмечается чрезмерной двигательной активностью, поспешностью, нетерпеливостью;
имеет живой и яркий язык, его речь быстрая, порой неразборчивая;
легко схватывает информацию, может быстро выполнять задачи, мгновенно отвечать на устные вопросы;
охотно принимает участие в разнообразной работе, может успешно выполнять задачи в случае высокого темпа деятельности;
быстро переключает внимание на новую деятельность, легко переходит к новой работе;
отдает предпочтение объяснению нового материала, чем повторению уже пройденного. Чтение приносит ему удовлетворение, если он впервые читает книгу;
способен довольно быстро усвоить новый материал, независимо от темпа его представления;
не любит что-нибудь обдумывать в спокойной обстановке.
Ребенок с инертной нервной системой
спокойный, но может принимать участие в активных играх;
сдержан, последователен,
впечатлителен, долго помнит неприятности, обиды, неудачи;
не способен выполнять разнообразную работу;
свободное время такого ребенка часто занято обучениям, он долго выполняет домашнее задание;
часто отвлекается на разные мелочи;
способен самостоятельно выполнять учебные задания, любит индивидуальную, независимую от класса и учителя работу, которую он может организовать произвольно;
активен при повторении пройденного материала, не сразу включается в новую деятельность;
любит спокойную рабочую атмосферу;
его активность нарастает медленно, но может сохраняться длительно;
с трудом отвечает на внезапно поставленный вопрос, нуждается во времени на обдумывание, тщательную подготовку;
его речь спокойная, неторопливая;
самостоятелен при выполнении задач.
Комментарии