Что происходит в голове у вашего ребенка?
Многие из нас видели мультфильм «Головоломка». В нем показана комната управления детским мозгом. Субличности ребенка работают для того, чтобы он чувствовал себя в безопасности и был счастлив. Сюжет мультфильма становится интересным, когда Страх, Гнев, Радость, Отвращение и Грусть начинают бороться за контроль.
Например, когда верх берет Страх, ребенок съеживается. Когда главным является Гнев, ребенок начинает ругаться. Так мы понимаем, что все эти персонажи отображают эмоциональный опыт ребенка.
Но такая модель работает на самом деле. В мультфильме довольно точно показано, как работают наши эмоции. Также существуют целые направления психотерапии, которые используют подобные модели. Например, одной из идей системной семейной психотерапии является то, что внутри каждого из нас есть несколько частей, или субличностей, которые взаимодействуют друг с другом и определяют наше поведение.
Вернемся к мультфильму «Головоломка». Он во многом объясняет детское поведение. Представьте типичную ситуацию: трехлетний ребенок просит у вас голубую чашку, которая ему нравится. Когда вы даете ему чашку, он впадает в истерику. Если вы спросите его: «Почему?», он ответит: «Потому, что ты дала мне голубую чашку».
У многих из нас есть подобные истории. Кто-то вспомнит своего милого и вежливого сына, который превращается в настоящего монстра, когда вы говорите ему выключить компьютер. Кто-то вспомнит о дочери-старшекласснице, которая учится на «отлично», но каждый день допоздна гуляет с друзьями. Это было бы совсем не характерно для нее…если бы ее психика состояла всего лишь из одной части.
Понимание наших внутренних субличностей помогает нам в воспитании детей.
Не только наши дети могут вести себя нехарактерно для самих себя. Родители знают, что такое потерять самообладание и затем жалеть об этом. Извиняясь за такие ситуации, мы говорим: «Я был не в себе» и стараемся в будущем лучше контролировать себя, чтобы такие ситуации больше не повторялись. Идея о том, что внутри нас есть разные части, которые борются между собой, помогают во многом понять наше поведение.
Известный американский психолог Ричард Шварц, который работал в русле системной семейной психотерапии, утверждает: пытаясь контролировать себя в сложных ситуациях, мы только подпитываем наши субличности.
Вот как Ричард Шварц объясняет теорию субличностей на примере родительско-детских отношений:
«Вспомните случай, когда вы потеряли самообладание, общаясь с ребенком. Возможно, вы игнорировали ребенка в несвойственной вам манере, возможно, разозлились и пристыдили его. Вспоминая этот случай, вы сожалеете, что поступили именно так. Обратите внимание сначала на то, что сделал ребенок, а затем на то, какую реакцию это вызвало в вашем теле. Наконец, обратите внимание, какая часть вашей психики при этом активизировалась. Теперь вы можете понять, из каких частей состоит ваша психика».
Из каких субличностей состоит психика
Согласно теории системной семейной психотерапии, существует 3 типа субличностей:
1. Менеджеры – следят за тем, чтобы мы поступали таким образом, чтобы испытывать как можно меньше болезненных чувств.
2. Изгнанники – хранят наши стыд, боль и травмы, которые мы пережили в детстве. Изгнанники хотят, чтобы их услышали и исцелили, поэтому они используют болезненные эмоции, чтобы выйти на первый план. Как следствие, менеджеры прилагают усилия, чтобы заставить их замолчать. Если менеджеры не справляются, на помощь приходят субличности третьего типа – пожарные.
3. Пожарные – используют более экстремальные методы, чтобы избежать болезненных эмоций. Например, вы можете накричать на любимого человека или «заедать» свои эмоции.
Вам может показаться, что такая модель к вам не применима. Но давайте вернемся к примеру, когда вы теряете самообладание, общаясь с ребенком.
Ричард Шварц объясняет: «Когда вы злитесь на ребенка, одна субличность может заставить вас накричать на него, а другая – замолчать и игнорировать его, чтобы не допустить негативных последствий. Вариантов может быть много. У всех нас есть три субличности, и поведение ребенка может актуализировать каждую из них. Мы можем работать с ними, чтобы избежать неадекватных реакций в разных ситуациях».
Шварц утверждает, что, если мы не будем работать с нашими субличностями, мы будем проецировать на своих детей свои эмоциональные травмы. Однако все родители всеми силами хотят этого избежать. Единственный способ выйти из этой модели – получить доступ к центральной части своей личности, которую Шварц называет самостью.
У каждого из нас есть самость
Шварц утверждает, что самость есть у каждого из нас с рождения. Это ядро нашей личности, и в этой части есть все, что необходимо нам, чтобы стать хорошими родителями. Когда человек взаимодействует с окружающим миром из своей самости, проявляются его природные качества. Шварц дает такой перечень этих качеств: спокойствие, ясность сознания, сострадание, любопытство, уверенность, смелость, креативность, эмоциональная связь, терпение, видение перспективы, настойчивость и игривость.
Таким образом, все три субличности работают согласованно, и это помогает вам хорошо взаимодействовать с ребенком. Шварц утверждает: «Воспитание ребенка заключается не в том, чтобы научить ребенка тому, чего он не знает. Вам нужно работать с тем, что мешает ребенку вести себя правильно. Если вам кажется, что ребенок вас обижает, вы можете чрезмерно реагировать на такие ситуации. Если поведение ребенка актуализирует вашу субличность, которую вы боитесь или ненавидите, вы тоже будете чрезмерно реагировать. И такие ситуации будут неоднократно повторяться, пока ребенок растет.
Бросая такой вызов вашим субличностям, ребенок показывает вам, что вам нужно в себе исцелить, а не стыдиться или подавлять».
Комментарии