Что делать, если ребёнок стал изгоем среди сверстников?
Почему среди «цветов жизни» появляются изгои?
К сожалению, дети – это совсем не ангелы и не цветы жизни, и, порой, по своей жестокости и циничности, они могут значительно превосходить взрослых. Практически в каждом детском коллективе, сформированном не с точки зрения общих интересов и увлечений, а по возрастному признаку (детский сад, общеобразовательная школа и т.д.) есть те, кто в той или иной степени, подвергается насмешкам, оскорблениям, травле и разнообразным издевательствам со стороны сверстников.
Почему же среди «цветов жизни» появляются изгои, которых обзывают, унижают, а порой, даже и систематически избивают? Откуда в детях, которые совсем недавно явились на этот свет, берётся такая жестокость? Неужели это неотъемлемая часть человеческой природы? Почему они не могут жить в мире всеобщей дружбы и взаимопомощи?
Как правило, травля какого-то ребёнка в детских и подростковых коллективах начинается из-за того, что кто-то, незаслуженно причисленный к разряду разумных человеческих существ, испытывает потребность самоутверждаться за счёт унижения других, поскольку больше ничем выдающимся выделиться не может. Чаще всего, это задиристые, экстравертные дети, стремящиеся стать лидерами в коллективе, которым очень сложно понять, как кто-то может быть малообщительным, одиноким и погружённым в себя, а также иметь какие-то странные привычки и увлечения. Они, чаще всего, и провоцируют травлю таких «иных» детей.
Остальные одноклассники, не способные мыслить и действовать самостоятельно, повинуясь стадному инстинкту, поддерживают эти издевательства, послушно копируя поведение лидеров (возможно, из страха оказаться на месте изгоя). Так и возникает это позорное, и хорошо знакомое многим бывшим школьникам явление, в очередной раз ставящее под вопрос существование разумной жизни на Земле.
Кто может попасть в число изгоев?
Все дети, не вписывающиеся в общие поведенческие стандарты, ведущие уединённый, интровертный образ жизни, имеющие мало друзей (или вообще их не имеющие), пренебрегающие интересами коллектива, обладающие странными привычками и увлечениями, низкой самооценкой, или какими-либо явными физическими недостатками, имеют большие шансы попасть в число школьных изгоев.
В зоне риска также находятся ребята, чрезмерно опекаемые своими родителями, приехавшие из далёких регионов или из других стран, а также отличники, целиком и полностью сконцентрированные на учёбе, и не нацеленные на сотрудничество с одноклассниками в области списывания.
К сожалению, школьная система с её оценочным подходом и неизбежным разделением на отстающих, середнячков и преуспевающих, сама того не ведая, тоже провоцирует подобные явления, поскольку не учитывает индивидуальные психологические особенности каждого конкретного ребёнка. По большей части, школьная программа рассчитана на активных, быстро соображающих экстравертных детей, и углубленные, «внутренние», интровертные дети, соображающие несколько медленнее других, легко могут быть причислены этой системой к разряду «тугодумов» со всеми вытекающими отсюда прозвищами и кличками.
Может быть, если бы всех детей объединяли в школьные классы не по возрасту и месту жительства, а с точки зрения темперамента и общих жизненных увлечений, и им не ставились бы никакие оценки, такое позорное для юных представителей человеческого рода явление, как травля и издевательства со стороны одноклассников, встречалось бы гораздо реже, или вообще перестало существовать (как правило, оно отсутствует в классах, собранных по такому признаку).
По крайней мере, если в одном классе собрать только интровертных детей, то среди них точно никто не будет стремиться стать лидером и самоутвердиться за счёт унижения других (а экстраверты пусть разбираются между собой сами в погоне за лидерством в коллективе). Но, к сожалению, общеобразовательная система не рассчитана на столь глубокий, индивидуальный подход к каждому ребёнку, и в школах идёт настоящая «война» экстравертов и интровертов.
Как определить, что ребёнок подвергается нападкам со стороны одноклассников
Если ваш ребёнок неожиданно стал приходить из школы в сильно подавленном состоянии, если его приходится силой заставлять туда идти, если он очень радуется, когда заболеет или объявят карантин, если у него нет друзей среди одноклассников, то вряд ли нужно пренебрежительно относиться к такому «анти-школьному» поведению своего сына или своей дочери.
Если же он (или она) возвращается из школы со следами избиения, то тут уж гадать не приходится. Скорее всего, его явно невзлюбили одноклассники. Хотя, конечно, возможны варианты, но в любом случае, резко изменившееся отношение ребёнка к школе является хорошим поводом для откровенной беседы с ним о том, что происходит в его классе.
Не спешите напрямую вмешиваться в эту ситуацию, так как, если ребёнок, действительно, подвергается травле со стороны одноклассников, то обращение его к взрослым за помощью, может быть расценено ими, как очередное проявление слабости, что вряд ли изменит их отношение к нему (хотя, явные проявления издевательств, при этом, возможно, и уменьшатся). Лучше дайте ему несколько ценных советов, которые помогут ему не только достойно выйти из этой непростой ситуации, но и извлечь из неё несколько очевидных плюсов.
В любом случае, не нужно относиться к этой проблеме легкомысленно. Это очень серьёзная ситуация. В крайних, запущенных случаях она может довести ребёнка до самоубийства (а в американских штатах, где разрешено свободное ношение оружия, иногда приводит и к массовым убийствам школьников, участвовавших в травле).
Лучшее средство от проблемы «изгойности» в школе
Если вы с момента рождения ребёнка абсолютно уверены в том, что он не такой, как все, и первые годы его жизни это подтверждают. Если он не отличается особой общительностью, а, наоборот, является погруженным в свой внутренний мир маленьким интровертом, то зачем отдавать его в тиски общеобразовательной системы, которая ко всем детям подходит с едиными стандартами и едиными государственными экзаменами?
Не лучше ли всеми силами развивать его природную одаренность в индивидуальном режиме, а не в рамках общего школьного формата? Зачем тратить десять лет на то, что можно узнать за пару недель усиленного обучения в Интернете? Зачем нужны все эти оценки и экзамены, через пару лет после сдачи которых, очень сложно вспомнить, какой теме они были посвящены?
При наличии соответствующих возможностей, вы легко можете перевести своего ребёнка на индивидуальное семейное образование, и проблема его возможной школьной «изгойности» перестанет существовать. Развивать же его коммуникативные навыки можно, путешествуя с ним по разным странам, и тестируя всевозможные секции и кружки, где будут собираться дети, объединённые общими интересами и увлечениями, а не собранные насильно в одном общеобразовательном учреждении.
Что можно посоветовать ребёнку
Конечно, возможность изначально, или по ходу обучения, перевести ребёнка на семейное образование есть лишь у немногих родителей. Остальным мамам и папам придётся предпринимать что-то другое, чтобы избавить ребёнка от издевательств и оскорблений со стороны одноклассников.
Прежде всего, вы должны убедить ребёнка в том, что, кто бы, что ни говорил, вы всегда будете любить и принимать его таким, какой он есть. И гораздо важнее того, что говорят о нём другие, то, что он сам думает о себе. Очень часто травле со стороны сверстников подвергаются дети с заниженной самооценкой. Так поработайте над тем, чтобы у вашего ребёнка была адекватная самооценка, чтобы он чётко знал все свои плюсы и минусы, все свои сильные и слабые стороны.
Расскажите ребёнку, что все необычные, экстраординарные люди, не такие, как все, всегда подвергались насмешкам со стороны большинства людей. Это вполне нормально, и к этому нужно быть готовым. Если он подвергается нападкам со стороны сверстников за то, что он отличается от других, это, значит, что он двигается в правильном направлении. Это прекрасная возможность натренировать в себе свойственную всем гениям нонконформистскую способность идти против мнения большинства людей и не подчиняться стадному инстинкту.
Пусть он превратит свой «недостаток» в преимущество, и научится гордиться тем, что может плыть против течения и отстаивать своё мнение, даже оставаясь в полном одиночестве, и не имея сторонников. Пусть ищет свой путь в жизни, и не обращает никакого внимания на любые негативные отзывы и комментарии в свой адрес. Как говорится, собаки лают, караван идёт.
Отвечать на оскорбления сверстников или нет – это уже другой вопрос. В зависимости от ситуации, на них можно никак не реагировать, пропускать мимо ушей, реагировать тем же, и реагировать нестандартно, чтобы поставить своих обидчиков, которые ожидают определённой реакции, в умственный тупик.
Как только ребёнок запишется в секцию кикбоксинга, изгоями станут все остальные
Конечно, одно из самых эффективных средств в борьбе с проблемой «изгойности» — это усиленные занятия спортом. Очень часто объектами насмешек и издевательств со стороны одноклассников становятся физически слабые дети, страдающие ожирением, или, наоборот, чересчур хилые. Исправить эту ситуацию не сложно. Оскорбления и травля – это отличный стимул для усиленных занятий единоборствами и силовыми видами спорта, которые сделают ребенка сильным не только физически, но и морально, а также добавят ему уверенности и повысят самооценку.
Комментарии