Что делать если ребенок плохо пишет диктанты?
Этот вопрос чаще всего волнует родителей второклассников. В первом классе ребенок мало-помалу освоил чтение и письмо, теперь он может прочитать текст, медленно, но верно списать упражнение из учебника. А вот с диктантами беда: слова не дописывает, путает буквы, делает множество ошибок, причем самых странных и нелепых: вместо «купил» — «тупил», вместо «отец» — «опец». Что это за напасть, к кому обращаться? Как помочь ребенку научиться воспринимать текст на слух?
Что такое фонематический слух?
Возможно, вы будете удивлены, но если у ребенка наблюдаются сложности непосредственно с написанием диктантов, то это вопрос не столько к учителю русского языка, сколько к логопеду. Скорее всего, у малыша небольшое нарушение фонематического слуха, которое на данном этапе можно легко исправить.
В самом общем смысле, фонематический слух — это умение различать и воспроизводить звуки речи. Фактически, это та самая сила, которая позволяет ребенку, выучившему буквы, начать складывать их в слова, научиться читать и писать. Фонематический слух начинает формироваться у ребенка в 4,5 — 5 лет; к середине второго класса практически у всех детей он уже сформирован. За исключением отдельных «страдальцев».
«Починить» фонематический слух можно и в средней школе, но это потребует от родителей и педагогов гораздо больше времени и сил.
Как узнать, что у ребенка проблемы с фонематическим слухом?
Чаще всего мы объясняем множество ошибок в диктанте рассеянностью ребенка. Нельзя сбрасывать со счетов и ситуативные причины: ребенка на уроке отвлекали, ему нездоровилось, в классе было шумно… Однако при определенных обстоятельствах мы можем констатировать, что фонематический слух нарушен. Итак, на что важно обратить внимание?
• Из раза в раз ребенок плохо пишет диктанты, причем число ошибок может перевалить за дюжину на шести печатных строчках.
• Встречаются регулярно ошибки в самых неожиданных словах. Вам кажется, что в этих словах ошибиться сравнительно сложно, но ребенок умудряется и здесь что-то не услышать.
• Ребенок делает ошибки в словах, которые совершенно точно ему знакомы, он их не раз слышал и понимает их значение.
• Ребенок выучил грамматическое правило и может его воспроизвести, но ему сложно понять, какую именно букву нужно проверить в слове, как это сделать.
Откуда берутся нарушения?
Почему у детей возникают проблемы с фонематическим слухом? Причин может быть много, но за годы практики я нашла две самые частые:
1. Нарушение фонематического слуха возникает, если ребенок долгое время не выговаривал те или иные звуки. Скорее всего, такого малыша водили к логопеду, и тот на занятиях поставил ребенку звуки. Ребенок стал говорить лучше — на этом его взаимодействие с логопедом закончилось. А зря! Ведь малышу нужно еще привыкнуть к нормальному звучанию фонем. Уже научившись произносить звуки правильно, ребенок по инерции может записывать их неправильно — так, как когда-то сам говорил и слышал.
2. Есть вероятность, что люди из ближайшего окружения ребенка (родители, друзья) мало уделяют внимание своей речи: говорят слишком быстро, не выговаривают некоторые звуки, сглатывают слова или по привычке «сюсюкают» с ребенком.
Если вы подозреваете, что у ребенка нарушен фонематический слух, лучше проконсультируйтесь со специалистом. Пожалуйста, заранее сообщите логопеду, что у малыша сложности с распознаванием звуков. На консультацию захватите с собой тетрадку, где ваш ученик пишет диктанты: его ошибки расскажут о масштабах бедствия больше, чем он сам.
Ну а пока вы не выбрались на прием к специалисту, можете помочь ребенку домашними средствами — полезными играми.
Этого делать не надо!
Прежде всего, позвольте предупредить о тех вещах, которые делать не стоит. Например, не нужно пытаться справиться с большим количеством ошибок долгими тренировками: если у ребенка нарушен фонематический слух, вы не поможете ему, заставив писать по два диктанта в день или вновь и вновь переписывать слова в тетрадь.
Не нужно тренировать сразу все звуки: в этом, как правило, нет смысла. Внимательно прочитав диктанты ребенка, вы сможете понять, с какими именно звуками наш ученик «не дружит», какие путает между собой. На эти звуки и стоит делать упор в играх.
Еще я не советую начинать игру сразу с высокого уровня, даже если у вас «продвинутый» ребенок и ему кажется смешным повторять какой-то простой слог или разбирать на звуки пустяковое слово. Быстренько пройдитесь по азам, чтобы убедиться, что все в порядке, а уж потом перейдете к высшему пилотажу.
Упражнения, способствующие улучшению фонематического слуха.
Во что поиграть, чтобы помочь ребенку улучшить фонематический слух?
«Пробуем звуки на ощупь»
Чтобы сформировать правильное звукоразличение, нужно подкрепить теорию чувственным опытом. Предложите ребенку повторять за вами те или иные согласные звуки, положив руку на горло. Если при произношении горло вибрирует — звук звонкий, если не вибрирует — глухой.
«Эхо»
Есть много вариантов этой игры, самая простая и приятная — с мячом. Все просто: вы называете слог — ребенок ловит мяч и повторяет за вами. Начинаете с одного слога, например: па! Да! Та! По! Бо! Если ребенок справляется, уже со второго-третьего броска дайте пару слогов: та-да! Во-во! Ва-фа! Усложняйте упражнение, вводя обратный слог (гласный перед согласным: ап! Оф! Ов!) и увеличивая число слогов: па-ба-ба-па, бапа-ба-ба…
«Сортировщик»
Играем в слова, которые различаются только одним звуком, гласным или согласным: лук-люк, бочка-почка. Советуем заранее запастись словами с такими звуками, которые больше всего «не любит» ребенок. А еще запасаем два стакана и горсть любых вкусных ягод. В один стакан мы будем собирать один звук, в другой стакан — другой, и смешивать звуки нам нельзя. Начинаем игру: вы называете ребенку слова, он различает звуки и бросает ягодки в нужные стаканы.
«Ловля букв»
В эту игру можно начать играть, когда ребенок в целом неплохо показал себя в играх «Эхо» и «Сортировщик». Найдите книгу с крупным шрифтом и не слишком сложным текстом. Выделите один небольшой абзац, попросите ребенка прочитать его вслух, а затем дайте ему карандаш и пусть накинет петлю на каждую букву «Б» («Ш», «З», любую другую букву, которая вызывает сложности). Разумеется, прежде чем давать ребенку текст, нужно сосчитать в нем количество искомых букв.
«Школа дикторов»
Когда вы убедились, что ребенок умеет различать «трудные» звуки в словах, переходите к «чистоговоркам». Работа с «чистоговорками» принципиально отличается от работы со скороговорками: здесь не нужно «быстрее, выше, сильнее». Произносим все слова медленно, отчетливо, тщательно, чтобы различия между звуками были хорошо слышны.
Комментарии