«Скатился до троек». Почему ребёнок забивает на учёбу — и как это исправить без слова «надо»
Типичная ситуация: в младших классах ребёнок был отличником, а в средней школе (и особенно к концу года) начал терять интерес к учёбе. О том, почему это происходит и как спасти школьников от выгорания в эфире нашей «Радиошколы» рассказали преподаватель искусств и культуры Школы Центра педагогического мастерства, заслуженный учитель России Анна Аралова и тьютор 5 класса Школы ЦПМ Екатерина Чебышева.
Умение говорить «нет»
Родителям и учителям важно научить ребёнка говорить «нет» примерно в 4 классе. Именно тогда происходят ситуации, когда преподаватели хвалят детей за их успехи и начинают записывать на школьные олимпиады. В 5 класс школьники переходят с настроем, что они должны безоговорочно исполнять желания всех учителей. Это накладывает на ребёнка огромную внутреннюю ответственность, которая была сформирована ещё в начальной школе, в том числе, и родителями, которые выступали за то, чтобы он участвовал в большом количестве олимпиад.
Это усугубляется тем, что в некоторых школах педагоги обижаются на ученика за то, что он отказался от участия в олимпиаде по их предмету. Причем их не интересуют причины отказа, педагоги начинают безжалостно заваливать ребёнка плохими оценками. С этим не стоит мириться.
Бывает обратная ситуация. Ребёнок хочет пойти на олимпиаду школьного уровня независимо от желания преподавателя. Учитель против этого, он утверждает, что ученик не займёт никаких призовых мест, поэтому ему не стоит тратить собственные силы. В такой ситуации родителям важно настоять на желании ребенка, поскольку подготовка к олимпиаде — это не то же самое, что учёба. Ребёнку может быть интересна именно такая подача информации, вне зависимости от того, что говорит педагог.
«Ситуация успеха»
В пятом классе, когда дети только приходят в среднюю школу, им нужно попробовать всё. Они только ищут себя и своё место в жизни, это нормально. Очень важно понять ребёнка и поддержать его в ситуации, когда он пробует разное и может неожиданно сменить своё учебное направление, например — от математики к биологии или русскому языку. Семья, конечно, может поступить по-разному — например, сказать детям: «Мы потратили уйму денег на репетиторов! Ты столько сил вложил в это, как оказалось, напрасно». Но почему бы не дать чаду возможность изучить другие предметы, если ребёнку они резко стали интересны?
При этом для пятиклассников, которые постепенно привыкают к учёбе в новом формате, необходимо создавать небольшие «ситуации успеха», чтобы дети освоились в средней школе и поняли, как она устроена. Иногда учителю стоит подыгрывать, искусственно создавать эти ситуации, чтобы ребёнок действительно с радостью бежал в школу и делал для себя новые открытия. У каждого ученика есть то, что может его заинтересовать. Он будет трудиться в этом направлении, и со временем у него появится ощущение успеха. Здесь можно говорить не только об учёбе, но и, например, о спорте.
Иллюстрация: autumnn / shutterstock / fotodom
Передышка и поддержка
Дети в подростковом возрасте устают больше, чем взрослые, они тратят крайне много внутренней энергии. Нет ничего плохого в том, чтобы взять паузу. Если родитель видит, что ребенку тяжело, и он не может встать с утра с кровати, значит ему нужна поддержка взрослого. Лучшим решением будет поговорить и спросить, готов ли ребёнок сегодня пойти в школу. При отрицательном ответе стоит дать ему возможность остаться дома в этот день.
Часто даже от учеников-активистов можно услышать:
«Мне уже всё равно на знания. Конец года, я так устал. Нет сил, я ничего не хочу и ничего не могу»
Не стоит придавать излишний вес таким резким высказываниям. Конечно, для многих замотивированных детей (особенно олимпиадников), самый важный этап — заключительный, и некоторые из них понимают, что не проходят его из-за высокого уровня и трудных заданий. Иногда дети участвуют параллельно в нескольких олимпиадах — соответственно, шансы на их прохождение в финал по неприоритетному предмету увеличиваются. А тот предмет, который больше, чем другие, интересует ребёнка, может остаться в стороне. Задача учителей и родителей — поддержать их в этой ситуации, отвлечь от негативных мыслей. Очень важно найти правильные слова для ребёнка, дать ему «передышку».
Подробнее на «Меле»: https://mel.fm/deti/shkolniki/4970651-skatilsya-do-troyek-pochemu-shkolniki-zabivayut-na-uchebu—i-kak-eto-ispravit-bez-slova-nado
Комментарии