Синдром седьмого сентября: как не заболеть в первую неделю школы?
После длинного лета приходит время осенних деньков и детям необходимо возвращаться к привычной жизни. Для многих из них это школьные будни с чередой уроков и домашних занятий. И, зачастую, отходив в школу буквально несколько дней, ребенок простывает. Родителей сильно расстраивает этот факт, ведь школьная жизнь только началась и не самый лучший вариант — начинать учебный год с болезней. Почему же так происходит? Как помочь школьнику начать учебный год без простуд и других неприятных заболеваний?
Что такое «синдром 7 сентября»?
После летнего длительного отдыха смена привычного режима и начало активной учебной нагрузки — это сильный стресс, а он, как известно, всегда негативно влияет на иммунитет ребенка. Заболевания в первую неделю сентября ОРВИ — это вполне распространенное явление для школьников, особенно первоклашек и детей младшей школы, до третьего-пятого класса. У педиатров и психологов существует даже неформальный термин для этого явления — «синдром седьмого сентября». Это название обобщает суть проблемы, к концу первой недели обучения в школе проходит восторг от встречи с друзьями, возникает усталость от непривычной после лета нагрузки, формируется и возникают болезни.
У подавляющей части детей это обычные простуды с насморком и невысокой температурой, но могут быть и проблемы посерьезнее, такие как ангины, кишечные расстройства и даже обострения хронических заболеваний. Все зависит от особенностей нервной системы малыша, его желания или нежелания идти в школу и многих внешних факторов. Кстати, выздоровление от подобных сентябрьских заболеваний обычно тоже происходит достаточно быстро — по мере адаптации организма к стрессу все простуды отступают.
Механизм такого рода заболеваемости
С целью анализа повышения заболеваемости школьников в первую неделю сентября стоит понять механизм данного явления, почему вдруг до этого вполне здоровый и все лето не болевший ребенок вдруг теряет весь свой накопленный иммунитет сразу же после начала школьных будней? Прежде всего, стоит отметить, что у младшего школьника резко возрастают нагрузки — это непривычно ранний подъем, монотонное сидение за партой, смена ритма питания, выполнение домашних заданий — все эти факторы тяжело даются в первую неделю. И сколько бы родители не готовились к походу школу, сколько бы дополнительно не занимались на предшкольных курсах — это совсем не то, что ожидает ребенка в стенах школы. Конечно, иммунитет не утратится за первый же день, это происходит за счет монотонных и непривычных, достаточно больших умственных нагрузок в школе, которые день за днем выматывают ребенка, расходуют много энергии быстрым темпом. Как результат, к концу первой недели копится усталость, а утомленный организм ослабляется для действия инфекций. Таким образом создаются благоприятные условия для того, чтобы подцепить первый же попавшийся вирус от соседа по парте.
Что еще важно для возникновения простуд?
Кроме всего того, что перечислено выше, дополняет копилку снижения иммунитета также смена режима с ранними подъемами и тяжкими укладываниями по вечерам, изменение привычного питания (школьные столовые на сегодня порой оставляют желать лучшего), что добавляет в копилку острого стресса свою лепту. Ребенку, особенно первоклашке, сложно длительно сидеть смирно на уроках, придерживаться заведенных школьных правил и продолжительно думать и сосредотачиваться. Как результат — усталость и стресс. По мере адаптации к школьным нагрузкам иммунные силы организма восстанавливаются, и постепенно ребенок входит в «привычную колею». Поэтому и выздоравливает школьник от простуды так же быстро — он просто немного передохнул, и вновь готов в бой.
Дополнительные влияния и вредные факторы
Кроме острого стресса и развития «синдрома седьмого сентября» в простудах школьника после лета виноватыми могут быть и некоторые другие факторы, о которых также стоит помнить. Прежде всего — это коварная сентябрьская погода. Хотя ранняя осень часто балует теплом и «бабьим летом», но по утрам уже холодно, а днем хоть и теплее, но может дуть пронизывающий холодный ветер или пойти дождь. Внимательно нужно следить за прогнозами погоды, одевая школьника так, чтобы утром он не замерз по дороге в школу, а днем мог снять часть одежды и не потел, а потом не замерз на сквозняке.
Не менее важно и снижение количества витаминов в пище школьника с приходом осени. Большая часть витаминов не копится в организме, а ребенку нужно активно пополнять запасы — он усиленно их расходует. Поэтому, нужно позаботиться о том, чтобы питание ребенка было витаминизированным. И кстати, еще о питании. С началом школьных будней оно сильно меняется, в нем появляются более плотные и калорийные продукты, это приводит к зашлаковыванию кишечника, от здоровья которого зависит иммунитет. Плюс, многие дети утром настолько плохо встают, что времени на завтрак порой не остается, в школе они питаются неудовлетворительно, длительно ходят голодными, а в обед могут переедать — это приводит к сбоям в работе пищеварения и снижению иммунитета.
Проблемы душных помещений
С приходом школьной поры дети становятся заложниками помещений — они полдня проводят в школе, где плохо проветриваются классы, а затем отправляются домой, в душную квартиру — делать уроки и просиживать за компьютерами. Дети в период школы мало гуляют и дышат свежим воздухом, отсюда — и больше болеют. Большое количество новых людей и контактов, особенно для первоклассников — это тоже достаточно сильное испытание для иммунитета. В садике малыш общался с одними и теми же детьми, он привык к общей для них микрофлоре и адаптировался к ней. В школе его встретит новый коллектив и новая микрофлора, с которой еще только предстоит ознакомиться и привыкнуть. На фоне ослабления иммунитета любое чихание со стороны соседа по парте может стать толчком для развития инфекции, особенно если сосед — вечно сопливый и кашляющий.
Что делать родителям?
Конечно, невозможно совсем не ходить в школу, но можно сделать адаптацию школьника к первым неделям учебы более мягкой, что позволит избежать простуды сразу после лета. Прежде всего, нужно начать с положительного настроя на учебу и большого желания идти в школу. При позитивном настрое и большом интересе детям все школьные нагрузки даются проще и легче. Стоит помогать ребенку в первые недели обучения в школе, делать с ним уроки, следить за его режимом и сменой деятельности.
Как бы банально это не звучало, но режим дня школьника — это залог его здоровья. Начать приучение к новому режиму нужно заранее, еще с середины августа, плавно переводя ребенка на ранние пробуждения и более ранние укладывания. Важно планировать день так, чтобы на его первую половину дня приходились статичные занятия (как потом они будут в школе), а вторая половина дня была более динамичной. Нельзя забывать непреложную истину о том, что «смена деятельности — есть отдых». Если есть возможность, нужно предложить ребенку днем поспать, отдохнуть, погулять. В первые дни в школе не стоит загружать ребенка дополнительными кружками, секциями и спортом, нужно дать ему влиться в учебный процесс. Современные школы и так нелегки по программе.
Рекомендации врачей и психологов
Стоит пропить профилактический курс витаминов за 1-2 недели до посещения школы, обогатить питание ребенка витаминами и минералами, постараться привести режим питания ребенка к школьному. Если ребенок относится к часто болеющим, нужно посетить педиатра и посоветоваться с ним о профилактическом курсе иммуномодуляторов. Также не стоит забывать о правилах личной гигиены — часто нужно напоминать ребенку о мытье рук и лица, научить ребенка промывать нос морской водой или физраствором, это поможет уменьшать количество микробов и вирусов на слизистых, увлажнит их и поможет активной работе местного иммунитета слизистых.
В выходные нужно давать ребенку отдых, но не забывать о режиме, не стоит насыщать его день от раннего утра до поздней ночи событиями, всего должно быть в меру. Родителям стоит помнить —ребенок еще не столь взрослый, чтобы выдерживать такие умственные нагрузки, его нервной системе нужен отдых, а его детской душе — игры. Нужно стараться больше времени проводить с ребенком, поддерживать его и помогать, даже если в учебе он пока не показывает блестящих результатов. И если малыш заболевает, ни в коем случае не игнорировать симптомы и не отправлять его в школу, напичкав препаратами — это опасно как для самого ребенка, так и для других детей!
Комментарии