Школьные успехи детей – это заслуга их мам?
Что такое интенсивное родительство
У интенсивного родительства короткая, но влиятельная история. После Второй мировой войны в Европе и США начался экономический рост, сформировалось общество массового потребления, щедрые социальные выплаты разным группам населения от государства способствовали социальной и культурной либерализации общества. Социальное неравенство по доходам стало более сглаженным, родители перестали беспокоиться за будущее детей, поскольку те могли неплохо устроиться в жизни даже без хорошего образования.
В 1960-1970-х годах на Западе стали популярны идеи либерального родительства: папы и мамы отказывались от авторитарного стиля воспитания в пользу более демократического и давали детям максимальную свободу. В те времени дети были чаще предоставлены сами себе и имели больше свободного времени по сравнению с их современными ровесниками. Согласно исследованиям, родители при этом чувствовали себя более удовлетворенными своей миссией, чем нынешние отцы и матери.
В 1980-1990-х начались финансовые кризисы, безработица. Европейские государства стали сокращать финансирование социальной сферы, при этом постиндустриальной экономике потребовались сложные специализированные профессиональные знания. Люди с образованием оказались востребованными и стали получать высокую зарплату. Для успеха ребенка, для его благополучного будущего родители должны были вложиться в его обучение.
Так родительство стало интенсивным. Сегодня во всем мире мамы и папы уделяют огромное внимание проверке домашних заданий, дополнительным занятиям и контролируют свободное время своих детей.
Занимаясь образованием своих детей, родители убивают двух зайцев: обеспечивают детям будущее и одновременно убеждают себя и окружающих в том, что они хорошие отцы и матери.
Елена, менеджер, 31 год, двое детей: Мы с мужем не любим ходить в роскошные рестораны, тратить деньги на дорогие шмотки: без этого мы спокойно проживем. Но образование — не то, на чем нужно экономить. Мы решили, что в ближайшие несколько лет приоритетным направлением трат для нашей семьи будет учеба детей. Мы готовы платить за репетиторов, дополнительные занятия, кружки. Ведь это очень важно для успешного окончания школы, поступления в хороший вуз и получения блестящего образования.
Ирина, менеджер, 45 лет, один ребенок: У меня пунктик по поводу образования, для меня это цель и ценность, это то, во что я готова вкладывать деньги. Я всегда стараюсь выяснить, какой вуз закончил мой собеседник, и в своем внутреннем рейтинге выделяю ему соответствующее место. Многие говорят, что все это глупости. Но чаще всего выясняется, что у них самих нет образования.
Как сейчас выбирают школу для ребенка
Образовательная гонка начинается на стадии подготовки к начальной школе. В соцсетях родители составляют рейтинги школ, обмениваются отзывами о качестве образования, которое там дают. Психологический комфорт ребенка, однородная социальная среда тоже важны для родителей.
Родители отдают предпочтение высокорейтинговым школам, обеспечивающим хорошие баллы ЕГЭ, но и требования социальной однородности учащихся также принимаются в расчет. Родители готовы оплачивать дополнительные занятия и использовать знакомства, лишь бы их ребенок поступил в хорошую школу.
Требования различаются в зависимости от образовательной ступени. Начальная школа должна обеспечивать заботу о ребенке: питание, прогулки, психологический комфорт, поддержку со стороны учителей. Требования к средней и старшей школе связаны с качеством образования для дальнейшего поступления в престижные вузы.
При выборе школы многим родителям важен эмоциональный комфорт их детей. Они против любой формы насилия, им важно, чтобы в школе ребенка не «сломали» и не «травмировали». Они ценят уважительное отношение к ребенку со стороны взрослых и внимательно наблюдают не только за педагогическими методами учителей, но и за отношениями в детском коллективе, чтобы не допустить буллинга.
Комментарий мамы: В классе, где учится мой ребенок, был очень неприятный случай. Учительница заклеила скотчем рот одному мальчику, потому что тот болтал на уроке и вел себя вызывающе. Это было ужасно не только для ученика, но и для всего класса: ведь когда дети видят насилие со стороны учителя, это их травмирует. Сначала я решила жаловаться, а потом просто перевела ребенка в другую школу, где такие вещи считались недопустимыми.
Комментарий мамы: Рядом с нашим домом есть две школы. Первая ближе к нам, но ребенка я в нее отдавать не стала: там много детей из богатых семей, их даже из-за города возят. Утром можно видеть, как к школе подъезжает целый кортеж мерседесов. А мы не можем позволить себе не то что мерседес, но даже новый планшет или телефон. Дети ведь жестокие: обязательно начнут унижать из-за этого. Не хочу, чтобы мой ребенок чувствовал себя изгоем.
Так в городском пространстве происходит разделение школ по социальному признаку. Появляются элитные школы, где учатся «правильные» дети из «приличных» семей. Поскольку с «хорошими» детьми работать легко и приятно, в такие школы идут работать квалифицированные учителя.
Одновременно в школах «на окраинах» чаще встречаются дети из неблагополучных семей, дети мигрантов. Многим ребятам учеба дается нелегко, у них меньше ресурсов для успешной учебы. В такие школы высококвалифицированные педагоги идут работать неохотно. Получается, что начальная школа закрепляет и даже увеличивает социальное неравенство.
Участие в учебной гонке требует от родителей знаний, денег и времени. В социальных сетях, на родительских форумах часто обсуждают «выдающихся» детей, которые уже в дошкольном возрасте научились читать, считать и освоили иностранный язык, шахматы и музыкальные инструменты.
Такие обсуждения доводят матерей до паники: они не воспринимают информацию критически, пугаются, что их ребенок, который развивается нормально, а не с опережением, заведомо проиграет в жизненной гонке, — и с энтузиазмом берутся за его развитие.
Сверхожидания родителей в отношении успехов детей выливаются в высокие учебные и психологические нагрузки, с которыми детям подчас сложно справиться. Специалисты высказывают опасения о негативных последствиях такой интенсификации образования для физического и психического здоровья детей.
Путь к хорошей школе – через пробки и связи
Вопрос от мамы: И все-таки, что нужно сделать, чтобы мой ребенок учился в хорошей школе?
Ответ социолога: Прежде всего нужны силы, время и деньги — иногда очень большие. К частным школам отношение сложилось настороженное (многие из них работают в режиме «чего изволите?»), поэтому большинство родителей выбирают государственные школы с хорошей репутацией.
«Хорошие» школы расположены, как правило, в центре города. Тем, кто живет поблизости, очень повезло: они не столкнутся с кучей проблем. Остальным придется покупать или арендовать квартиру поблизости, получать временную регистрацию в нужном районе города.
Если нет возможности жить рядом со школой, ребенка придется туда возить. Комфортнее это делать на машине, а не на общественном транспорте — впрочем, и в том и в другом случае ребенка придется сопровождать. Для этого по крайней мере один из взрослых членов семьи должен не работать или иметь работу со свободным графиком.
В семьях, относящихся к среднему классу, матери имеют возможность выбирать работу, позволяющую им относительно свободно распоряжаться своим временем. Или же они не работают, решив полностью посвятить себя детям.
Если нанимать для сопровождения ребенка няню, это будет стоить ощутимых денег. Нередко мамам приходится изрядно потрудиться, чтобы зарабатывать больше няни. Но если хочется сохранить работу и при этом быть уверенной в успехе ребенка, приходится изобретать различные способы совмещения карьеры и материнства.
При престижных школах есть подготовительные курсы, выпускники которых получают преимущество при зачислении. Стоимость таких курсов варьируется от нескольких сотен до нескольких тысяч рублей в месяц.
Кроме денег нужны знания и связи. Чтобы ориентироваться на рынке образовательных услуг и выбрать хорошую школу, надо уметь собирать и систематизировать информацию.
Если никто в семье не работает в сфере образования, среди знакомых начинают искать инсайдеров — учителей, директоров школ, инспектора РОНО и других людей, способных помочь советом.
Кто выигрывает в образовательной гонке
Учебный процесс в хорошей школе ориентирован на успешных учеников, а программа рассчитана на то, чтобы ребенок довольно много времени посвящал самостоятельной домашней работе. В результате в образовательный процесс вместе с детьми включаются родители, а также оплаченные ими репетиторы. По вечерам современные мамы и папы садятся с детьми за уроки. То есть после того, как им удалось преодолеть многочисленные препятствия и пристроить ребенка в хорошую школу, нужны еще большие усилия, чтобы выиграть гонку за хорошие оценки.
Комментарий мамы: Я просто ненавижу современные школьные порядки, которые вынуждают меня ежедневно делать уроки с ребенком. Задают специально так много и так сложно, что ребенок один этого не сделает даже за сутки. Вот и сидим втроем, чтобы сделать «домашку» побыстрее, но все равно пропадают все вечера и выходные.
Комментарий школьного учителя: Современная школа предъявляет высокие требования к учебному процессу. Учитель — подневольный человек, который должен научить детей своему предмету и соответствовать ожиданиям администрации школы. А ожидания такие: ученики должны показывать хорошие результаты и обязательно участвовать в предметных олимпиадах.
Учебные программы усложняются, при этом многие темы даются ученикам для самостоятельного изучения. Времени нет: учитель объясняет материал в быстром темпе, а ученикам надо успеть его понять и усвоить. Мы не можем ждать отстающих, иначе не успеем пройти программу, и справиться с ней могут только хорошо подготовленные дети — те, которым помогают родители.
То есть дети, чьи родители имеют возможность помогать им с уроками, оказываются в выигрышной ситуации. Именно по этой причине в некоторых странах домашние задания минимальны или вовсе отсутствуют.
Те, у кого нет достаточных ресурсов, рискуют проиграть в образовательной гонке. Аутсайдерами становятся прежде всего дети из бедных семей. Впрочем, малоимущие семьи относятся к образованию своих детей не так, как представители среднего класса. Их цель проста: ребенку нужно поскорее закончить школу, начать работать и перестать сидеть на шее у родителей.
Чем скорее произойдет отдача потраченного на воспитание и содержание ребенка — тем лучше. В этом смысле долгая образовательная стратегия среднего класса с обязательным получением высшего образования и длительным выстраиванием карьеры на первый взгляд кажется не слишком рациональной.
Итак, ха образовательными успехами детей стоит огромная работа родителей, их экономические возможности, знания образовательного рынка и связи в нем.Школьные успехи детей являются заслугой прежде всего матерей, которые выполняют львиную долю повседневной, зачастую невидимой «менеджерской» работы: поиск и выбор учебного заведения, организация подготовки для поступления в него, планирование и контроль учебного времени ребенка, мониторинг оценок, школьных и внеклассных занятий. Участие в образовании ребенка — эмоциональная работа, а матери выполняют ее каждый день: мотивируют детей и поддерживают у них интерес к учебе, убеждают в необходимости повышать планку.
Комментарии