Самооценка и понимание себя как личности
В слове «Самооценка» не так важна часть «оценка», сколько «само»!
Мы постоянно используем это слово. Мы говорим, что у кого-то заниженная самооценка, а у кого-то, наоборот, она слишком завышена. Нам кажется, что мы понимаем, о чем говорим. Казалось бы, все просто: если у кого-то заниженная самооценка, нужно похвалить этого человека или убедить его в том, что все хорошо. Если он, например, сможет перейти канатный мост под ободряющие крики людей, тогда уровень его самооценки повысится, и он станет уверенным человеком.
Конечно же, над этим вопросом работают в школах и других учебных и оздоровительных заведениях – везде, где целеустремленные и сопереживающие взрослые поддерживают проблемных молодых людей. При этом, несомненно, похвала, ободрение, признание усилий и достижений играют очень важную роль. Но всё не так просто. Такие сложные понятия, как ощущение самого себя, автономность и уникальность своей личности и чувство собственной значимости для этого мира, при применении их к молодым людям рискуют свестись всего к одному слову – «самооценка» и, возможно, к еще нескольким вмешательствам в их поведенческую сферу. Если у подростков ощущение самого себя, своего «я» (понимание себя как личности) по какой-то причине недоразвито или отсутствует, все наши попытки и благие намерения, направленные на то, чтобы повысить их самооценку, скорее всего, не увенчаются желаемым результатом.
Мы не рождаемся с пониманием собственного «я», самоощущением и глубоким самоосмыслением. Все это развивается вместе с отношениями (взаимоотношениями) и очень сильно зависит от их качества. Новорожденный малыш физически и психологически связан со своей матерью. И только когда он глядит в зеркало, у него начинает развиваться его внутреннее «я».
Но малыш, который не может держать головку, еще не способен выползти из своей кроватки, чтобы добраться до зеркала и взглянуть на себя! «Зеркалом» для него являются взрослые. Когда мы видим этого маленького человечка, то начинаем имитировать (отражать) его эмоции и выражение лица в тот момент, когда он плачет или смеется. И уже очень скоро начинаем расширять его диапазон, предлагая все новые и новые выражения лица и звуки, которые ребенок внимательно запоминает.
Существует теория, что если ребенок получает достаточное количество такого созвучного тонкого отзеркаливания, то он усваивает умение отзеркаливать и самого себя. Иными словами, ему не нужно физическое присутствие другого человека, чтобы подтвердить свое существование, потому что он уже научился размышлять о себе, осознавая свои чувства и настроение. Ребенок может расслабиться, зная о том, что он по праву существует как отдельная личность. Ощущение ребенком самого себя, своей личности – это совокупность всех его чувств, эмоций и жестов, которые были признаны и отзеркалены ему (назад), все, что усвоено им извне, став внутренними особенностями ребенка: «Вот какой я! Вот какой я есть!».
Однако если ребенок вокруг себя видит только гнев (то есть его «зеркало» демонстрирует ему гнев), он станет злым. Если его родители (все те же «зеркала») всегда волнуются и переживают, то он тоже будет постоянно волноваться.
Наше восприятие себя сужается или расширяется в зависимости от того, что мы видим в том «зеркале», которым является наше окружение. Так, например, мы становимся творческими, интересными, если нас окружают интересные и творческие люди. Поэтому такое популярное понятие, как «самооценка» непосредственно зависит от развития самосознания, самоощущения и понимания себя, как личности – нашей внутренней, очень глубокой и фундаментальной составляющей. Забудьте про «оценку», поставьте сначала «я». Насколько неуверенным теперь стало ваше «я»? Как развить свою личность и сделать ее более уверенной и гибкой? Вот в чем вопрос и наша задача.
Ощущение и понимание самого себя зависит не от похвалы, не от коррекции поведения, а во многом от тех людей, которые нас знают, интересуются нами, внимательно выслушивают, общаются и отражают нас для того, чтобы мы могли лучше понять самих себя. Ну что ж, все это не трудно исправить и внести соответствующие коррективы в жизнь ребенка, став для него самыми прекрасными «зеркалами» на свете.
Комментарии