Ребенок отказывается ходить в школу
Девятилетний Саша почти каждое утро плачет и делает все возможное, чтобы не идти в школу. Его родители жалуются: «Он постоянно хнычет, говорит, что плохо себя чувствует и что ему скучно в школе. Но раньше ему нравилось ходить в школу. Мы не знаем, что случилось, но в последнее время стало очень трудно убедить его пойти в школу».
Если ваш ребенок – ученик младших классов, скорее всего, вы сталкивались с ситуациями, когда он не хочет идти в школу. Рассмотрим, что родители могут сделать в таком случае.
1. Определите проблему
Скорее всего, вы не можете согласиться с желаниями ребенка и позволить ему остаться дома. Сначала вам необходимо определить проблему. Ребенок любить спать допоздна? Может быть, у него слишком большая нагрузка в школе или в школе над ним издеваются хулиганы? А может быть, он не может найти общий язык с учителем или ему просто скучно в школе? Спросите ребенка об истинных причинах его нежелания идти в школу, когда он будет в хорошем настроении.
2. Не обращайте внимания на просьбу ребенка
Скажите ребенку, что, если он действительно болен и не хочет идти в школу, ему нужно будет обратиться к врачу и остаться в постели. Объясните, что ему нельзя заниматься всем, чем он захочет. Не проявляйте дополнительного внимания и сочувствия, если ребенок все же останется дома. Дело не в том, чтобы сделать дом более привлекательным местом для ребенка, чем школа. Ребенок должен знать, что ходить в школу – это его обязанность. Например, вы можете озвучить правило, согласно которому ребенок должен идти в школу, если у него нет температуры или других серьезных симптомов.
3. Установите четкое время, когда ребенок должен ложиться спать
Часто ребенок хочет остаться дома просто потому, что любит подольше поспать. Решение проблемы в этом случае одно – дать ребенку выспаться. Дети нуждаются в более длительном сне, чем взрослые, и поэтому должны ложиться спать раньше. Необходимо следовать такому правилу: если ребенок должен проснуться в 6.30 утра, он должен ложиться спать в 21.00 или, в крайнем случае, в 21.30.
4. Не читайте ребенку длинных лекций о том, как важно ходить в школу
Избегайте долгих нотаций о том, как важно ходить в школу. Это не только бесполезно, но в худшем случае может даже навредить. Акцентируя внимание на негативе, вы можете только усугубить проблему.
5. Убедитесь, что над ребенком не издеваются в школе
Иногда ребенок боится признаться родителям, что над ним издеваются школьные хулиганы, потому что опасается, что после этого будет только хуже.
Чтобы выяснить, не издеваются ли над ребенком в школе, задавайте ему наводящие вопросы, мотивирующие его делиться своим опытом. Обсуждайте школьные дела только тогда, когда ребенок в хорошем настроении. Если у ребенка действительно есть проблемы такого рода, научите его игнорировать насмешки и выбирать себе хороших друзей. Если ситуация зашла слишком далеко, вам следует поговорить с учителем или директором школы о том, что происходит, и общими усилиями прекратить издевательства.
6. Проверьте, не беспокоится ли ребенок из-за проблем в школе
Возможно, учитель слишком строг к вашему ребенку; ребенок не понимает какой-то предмет, не может найти друзей в школе или плохо себя чувствует в новой обстановке. Все это может вызывать у ребенка тревогу по поводу школы и, следовательно, нежелание туда ходить.
Помогите ребенку подготовиться к школе. Для этого следуйте таким рекомендациям:
следите, чтобы ребенок вовремя выполнял домашнее задание;
повторяйте с ребенком то, что он проходил в школе;
помогайте ребенку понять сложные темы;
поддерживайте связь с учителями, чтобы всегда знать, что происходит в школе.
Если же дело в том, что ребенок не может найти друзей в школе, следует использовать другие стратегии.
1. Родители могут взять на себя инициативу и пригласить одноклассников к вам домой, чтобы ребенок подружился с ними.
2. Ребенок может ходить в школу не с родителями, а с друзьями.
3. Родители должны вовремя забирать ребенка из школы.
Расстройства обучения
Иногда дети не любят ходить в школу, потому что не способны к обучению. Родителям нужно периодически общаться с учителями, чтобы понять, есть ли у ребенка эта проблема. Часто неспособность к обучению проявляется в том, что ребенок не умеет читать или писать или не понимает то, что рассказывает учитель. Расстройства обучения могут быть вербальными или невербальными.
Самое распространенное вербальное расстройство обучения – дислексия. Из-за нее ребенок не может распознавать звуки и буквы. Дети, страдающие от дислексии, имеют проблемы с чтением и письмом.
Дети с невербальными расстройствами обучения испытывают трудности с обработкой зрительных образов. Например, ребенок может перепутать плюс со знаком деления.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) часто вызывает трудности с обучением. Детям с СДВГ бывает трудно сосредоточиться на учебе.
Чтобы понять, почему ребенок отстает в учебе, родители должны тесно сотрудничать с учителями. В некоторых случаях причиной могут быть проблемы со зрением или слухом.
Комментарии