Развитие речи у ребенка
Первое слово своего малыша с нетерпением ждет любая мама. Навык говорить – очередной этап развития крохи, который дается не так легко и совсем не сразу. Общество привыкло к тому, что дети начинают говорить сами по себе, когда приходит время, и не уделяют этому должного внимания. А что же делать родителям, если ребенок упорно молчит? Или плохо выговаривает звуки? Можно ли справиться без помощи логопедов и детских психологов?
Речь как естественный этап развития
Мнение о том, что ребенок должен учиться говорить сам, без посторонней помощи, ошибочно. Иногда детям и вправду хватает врожденных навыков и таланта, чтобы заговорить самостоятельно в раннем возрасте, но чаще малышам нужна родительская опора и поддержка.
Гармоническое развитие человека не может происходить без овладения языком. Огромной количество нейронных мозговых связей строятся исключительно во время речи, поэтому интеллект, логика и самосознание во многом зависят от последней. Обучение ребенка речи – процесс не быстрый и требующий терпения. Он требует отдачи абсолютно от всех родителей, если вы хотите достигнуть желаемого результата.
С какого возраста следует начинать обучение
Как бы странно это сейчас не звучало, но процесс обучения может начинаться еще во время беременности. Где-то с пятого месяца дети в утробе становятся очень чувствительными к свету и звуку из внешнего мира.
Родители в этот период должны разговаривать с малышом, читать ему сказки, петь песенки или ставить музыку. Таким образом, малыш еще до рождения готовится к восприятию речи. Осознанный период для обучения речи делится на несколько этапов: с момента рождения до шести месяцев; с шести месяцев до годика; с года до года с половиной; и с полутора до трех лет.
На ранних этапах, до трех месяцев, ребенок активно воспринимает человеческую речь. Поначалу он просто внимательно слушает, затем выделяет для себя значение отдельных слов и может реагировать на них определенными звуками или эмоциями. С полугода малыш уже осознает значение большинства произносимых при нем слов. Также с 6 до 12 месяцев ребенок учится не только осознавать, но и повторять услышанное.
Концентрация внимания в этом возрасте возрастает до десяти минут и даже более. В этот период оба родителя должны быть особо внимательны к тому, что они говорят, и на каких тонах общаются. Ни в коем случае нельзя скандалить при ребенке.
В 6-12 месяцев для развития речи отлично помогают музыкальные сказки. Обратите внимание на то, чтоб слова в ней четко звучали, не было резких перепадов тональности, и музыка была приятной. Слушайте фрагментарно, постепенно увеличивая количество минут от 3 до 10. Длительные прослушивания не будут иметь должного эффекта.
Не ругайте ребенка, если вам будет казаться, что он равнодушен к вашим педагогическим приемам. Пока играет сказка -дайте возможность малышу заниматься своими делами – ползать или играть. Со временем он все равно начнет реагировать на привычные звуки с аудиозаписи. Не стесняйтесь воспроизводить вместе с малышом звуки животных. Такие простые упражнения уже к году формируют словарный запас около 100 слов.
Ведите специальный дневник – записывайте туда маленькие победы своего малыша. Так вам будет легче отслеживать развитие его речи.
Одно из самых простых и эффективных правил в обучении ребенка правильной речи – это наименование вещей их окружающей среды своими именами. Не стоит называть собачку «аввой», прием пищи «ням-ням», а процесс купания «купы-купы». Это не значит, что к годовалому ребенку нужно обращаться «не изволите ли вы сударь принять вечерние водные процедуры». Просто возьмите за правило говорить не детским сленгом, а нормальным языком. Также следует помнить о том, что дети быстрее запоминают название предметов, если они закреплены действием – например «вот мячик, он котится».
К двум годам словарный запас ребенка достигнет 200 слов и еще достаточное количество подражаний звукам.
Как определить, нет ли у ребенка дефектов речи
В силу возраста и анатомических особенностей растущей челюсти дети могут не выговаривать определенные звуки. Для преодоления подобной проблемы можно начать изучать скороговорки – они помогут отработать проблемные звуки. Часто дети путают слоги в слове, переставляют их местами, или вовсе называют слова трудно узнаваемыми аналогами.
В таких случаях есть смысл обратиться к специалисту, если процесс затягивается на длительное время, и вы не в силах справиться с ним сами. Постановке правильной речи способствует чтение книг – для годовалых детей это конечно не метод, но для малышей постарше – вернейший способ.
Комментарии