Психологическая адаптация первоклассников к школе
Понятие «адаптация» в научной литературе трактуется как процесс и результат активного приспособления индивида к новым условиям существования. Адаптацию связывают в основном с периодами кардинальной смены деятельности человека и его социального окружения.
Существуют три основные формы адаптации к внешней среде:
поиск человеком среды, которая благоприятна для его функционирования;
изменения, которые человек совершает в среде для приведения ее в соответствие со своими потребностями;
внутренние психологические изменения человека, с помощью которых он приспосабливается к среде.
Рассмотрим механизмы возникновения третьей формы адаптации подробнее.
Процесс адаптации начинается с субъективного восприятия и оценки изменившихся условий и протекает как реакция на результат этого восприятия, что проявляется в виде попыток совла-дания с ситуацией, когда привычный ответ на нее невозможен. В основе приспособления человека к ситуации лежит не только субъективное восприятие, но и объективные критерии. В качестве объективного критерия адаптации обычно выделяют продуктивность соответствующей деятельности, а субъективного — эмоциональное самочувствие человека, переживание им состояния равновесия или тревоги [5].
Изучение процесса адаптации может осуществляться в трех направлениях. Первое направление предполагает изучение соотношения субъективного восприятия ситуации и ответ на него. Если ответ на субъективное восприятие соответствует требованиям ситуации и целям человека, то состояние внутреннего равновесия достигается достаточно быстро. Так, например, если первоклассник воспринимает школьную ситуацию как угрожающую его эмоциональному комфорту и благополучию, то он начинает избегать ее. Чувство защищенности и безопасности в этом случае является одной из главных целей ребенка, и непосещение школы возвращает внутреннее равновесие. Если рассматривать адаптацию с точки зрения ее внутренних критериев, то единственным показателем адаптированности будет успешность внутреннего приспособления. В этом случае любое поведение ребенка, которое помогает ему достичь спокойствия, оценивается как адаптивное.
Второе направление анализа адаптации связано с выявлением соотношения субъективного восприятия ситуации и ее объективных характеристик. Пассивная реакция на изменившиеся условия может быть субъективно функциональной, но объективно дисфункциональной. И наоборот, субъективно неприятные реакции (активное противостояние ситуации, преодоление страхов и тревог) могут быть объективно функциональными в долговременной перспективе.
Третье направление анализа адаптации предполагает определение соотношения способа преодоления сложной ситуации и требований этой ситуации. Поведенческие реакции, которые отвечают требованиям ситуации, могут субъективно восприниматься как неприемлемые и даже травматичные, но они зачастую оказываются наиболее эффективными. Субъективно функциональные реакции, понимаемые как ответ на субъективную оценку сложившейся ситуации, а не на ее объективные характеристики, дают только кратковременный эффект. Оптимальная адаптация предполагает адекватное восприятие ситуации и выбор наиболее эффективных способов ее преобразования в соответствии с объективными характеристиками данной ситуации и с индивидуальными требованиями.
Существуют две группы психологических механизмов адаптации: 1) неосознаваемые защитные механизмы переработки информации и 2) осознанные целенаправленные адаптивные механизмы. В качестве психологического механизма адаптации можно также рассматривать формирование определенного отношения (содержательного, формального, индифферентного, негативного) к требованиям ситуации.
1. Механизмы психологической защиты. Изучение субъективных способов защиты от неприятных мыслей и угрожающих оценок было впервые проведено в рамках психоанализа. З.Фрейд полагал, что в ходе развития человек вырабатывает защитные механизмы для того, чтобы защищаться от внутренних раздражителей, которые могут быть не связаны непосредственно с возникшей ситуацией. По мнению ученого, основная проблема человеческого существования заключается в том, чтобы справиться со страхом и тревогой, которые возникают в самых разных ситуациях. Поэтому ликвидация тревоги и избавление от страха — наиболее важный критерий эффективности действия защитных механизмов.
З.Фрейд определял психологическую защиту как совокупность механизмов, которые, будучи продуктами развития и научения, ослабляют внешне-внутренний конфликт и регулируют поведение индивида. Он связывал ее с такими функциями психики, как уравновешивание, приспособление и регуляция. Функциональное назначение и цель психологических защитных механизмов заключаются в ослаблении внутриличностного конфликта (напряжения, беспокойства), обусловленного противоречием между инстинктивными импульсами бессознательного и усвоенными (интерио-ризированными) требованиями внешней среды, возникающими в результате социального взаимодействия. Ослабляя этот конфликт, психологическая защита регулирует поведение человека, способствует повышению приспособляемости и уравновешиванию психики.
Расширение представлений о психологической защите связано с именем дочери З. Фрейда — А. Фрейд. Она осуществила анализ трансформаций, аффектов ребенка. А. Фрейд подчеркивала оберегающий характер защитных механизмов и указывала на то, что они предотвращают дезорганизацию поведения и поддерживают нормальный психический статус личности. Она внесла в концепцию З.Фрейда определенные коррективы. А. Фрейд акцентировала внимание на роли механизмов защиты в разрешении внешних (социогенных) конфликтов и рассматривала их не только как проявление врожденных задатков, но и как продукты индивидуального опыта и непроизвольного научения. По ее мнению, набор защитных механизмов индивидуален и характеризует уровень адап-тированности личности. Рассматривая развитие детей как процесс постепенной социализации (т. е. перехода от принципа удовольствия к принципу реальности), А. Фрейд подчеркивала, что психологическое здоровье ребенка во многом зависит от того, насколько его «Я» способно преодолеть неудовольствие и быть способным самостоятельно принимать решения.
А.Фрейд разделила механизмы защиты на перцептивные, ин-теллектуалъные и двигателъные. Данные механизмы обеспечивают последовательное искажение образа реальной ситуации с целью ослабления травмирующего эмоционального напряжения. При этом представление о среде искажается минимально, т. е. находится в предельно возможном соответствии с реальностью. В результате нежелательная информация может игнорироваться (не восприниматься), будучи воспринятой — забываться, а в случае допуска в систему запоминания — интерпретироваться удобным для человека образом.
Помимо указанных механизмов психологической защиты выделяют ситуационные (возникающие в психотравмирующей ситуации, преходящие и не требующие коррекции) и стилевые (отличающиеся устойчивостью и генерализованностью) механизмы.
Стиль защиты представляет собой относительно постоянную во времени и индивидуально очерченную у каждого человека систему внешних и внутренних «психотехнических действий», направленных на ослабление конфликта в сфере самосознания для обеспечения позитивного отношения к самому себе. На развитие стилевых защитных механизмов влияют психодинамические качества, опыт удовлетворения базисных психологических потребностей (потребностей в безопасности, свободе и автономии, успехе и эффективности, признании и самоопределении), отношения в семье как образец поведения в различных жизненных ситуациях, хроническая психотравматизация личности ребенка.
Как средство адаптации и разрешения психологических конфликтов защитные механизмы развиваются в онтогенезе. Они ограждают ребенка от неудовольствия, исходящего изнутри (внутренние инстинктивные стимулы), и от неудовольствия, источники которого находятся во внешнем мире. На базе врожденных безусловных реакций путем усложнения форм поведения в процессе индивидуального развития усложняются и формы психического отражения. В результате такого развития и научения начинают функционировать более сложные защитные поведенческие реакции (отказ, оппозиция, имитация, компенсация, эмансипация) и психологические механизмы защиты (отрицание, подавление, вытеснение, проекция, рационализация, регрессия, сублимация).
Защитные поведенческие реакции и психологические механизмы срабатывают в ситуациях конфликта, фрустрации, психотравмы и стресса помимо воли и сознания ребенка. К типичным детским защитным реакциям относят отказ (пассивный протест), оппозицию (активный протест), имитацию, компенсацию и эмансипацию.
Самой ранней формой защитного поведения ребенка является отказ (пассивный протест). Он проявляется в отстранении от общения даже с близкими людьми, отказе от пищи, игр, в уходе из дома. Такое поведение чаще всего возникает у ребенка, если его оторвали от матери, семьи, привычной группы сверстников и поместили в непривычные для него условия.
Оппозиция (активный протест) ребенка против норм и требований взрослых наблюдается при утрате или снижении внимания со стороны близких. Обычно оппозиция провоцируется обидой, неудовлетворением капризов, просьб и проявляется в виде вспышек гнева, разрушительных действий, агрессии, двигательного возбуждения, намеренного причинения вреда обидчику.
Имитация предполагает выраженное стремление подражать определенному лицу, любимому герою (поступкам, внешности и т. д.). Для младших школьников характерно или глобальное приятие кого-либо (положительная имитация), или глобальное отрицание (отрицательная имитация). Чаще всего дети имитируют поведение родителей, взрослых, подростков из ближайшего окружения, а также учителей. В качестве модели первоклассник выбирает человека, который, как ему кажется, больше преуспел в удовлетворении своих потребностей, чем он. Дети, отвергнутые родителями, склонны во всем имитировать поведение отца и матери в надежде вернуть их любовь. При этом пример для подражания ребенок обычно выбирает не сам, а заимствует из окружающей среды.
Компенсация предполагает акцентирование ребенком своих положительных качеств для того, чтобы преодолеть свои недостатки (реальные или мнимые).
Эмансипация — это стремление ребенка вырваться из-под контроля опекающих взрослых. Вероятность формирования реакции эмансипации увеличивается в том случае, когда родители и учителя предъявляют младшему школьнику необоснованные претензии, чрезмерные требования, не соответствующие возможностям достигнутого им уровня развития.
Совместная работа нескольких защитных механизмов обеспечивает целостную реакцию на ситуацию и эффективную психологическую адаптацию. Одним из первых в онтогенезе возникает механизм отрицания (не видеть, не слышать угрожающую информацию), который переключает внимание ребенка на другие предметы или явления, не вызывающие у него тревоги.
Подавление предполагает забывание содержания неприятной ситуации, которая уже была пережита. Чаще всего подавляются переживания страха, собственной слабости, агрессивных намерений в отношении родителей, а также нереализованные желания.
Если угрожающую информацию нельзя игнорировать или забыть, то срабатывает механизм вытеснения, который позволяет забыть не само событие (действие, переживание, ситуацию), а лишь его причину.
Проекция — механизм психологической защиты, связанный с бессознательным переносом собственных неприемлемых чувств, желаний и стремлений на другое лицо. В ее основе лежит отвержение своих переживаний, сомнений, установок и приписывание их другим людям, перекладывание ответственности за то, что происходит внутри личности, на окружающий мир. Ребенок неосознанно стремится сделать окружающих более предсказуемыми за счет уподобления себе самому. Механизм проекции в большей степени характерен для неуверенных в себе, мнительных и подозрительных детей.
Рационализация предполагает осознание только той части воспринимаемой информации, благодаря которой собственное поведение предстает как хорошо контролируемое и не противоречащее объективным обстоятельствам. Неприемлемые моменты ситуации удаляются из сознания, особым образом преобразуются и осознаются уже в измененном виде.
Основным психическим процессом, реализующим рационализацию, является абстрактное мышление, которое интенсивно развивается в младшем школьном возрасте. Мотив поступка не обязательно совпадает с причиной, предшествовавшей действию, поскольку оправдательные мотивы зачастую выдвигаются и осознаются после совершения действия. В этих случаях решение, как поступить, принимается бессознательно, человек не осознает стоящих за ним подлинных сил. Когда поступок совершен, возникает потребность найти для него оправдание, чтобы убедить себя и других, что действия совершаются правильно, в соответствии с реальной ситуацией.
Рационализация может осуществляться различными способами, среди которых: самодискредитация (самооправдание на основе снижения самооценки); дискредитация жертвы (позволяет не испытывать к жертве жалости и продолжать ее преследование по принципу «сам виноват»); утверждение вреда во благо («это даже хорошо, что пока нам плохо»). Рационализация достигается с помощью двух вариантов рассуждения: по типу «зеленый виноград» и «сладкий лимон». Первый основывается на понижении ценности поступка, который совершить не удалось, или результата, который не был достигнут. В этом случае ребенок, утверждая, что ему этого не очень-то и хотелось, по сути, отказывается от достижения цели. В основе второго варианта лежит повышение ценности совершенного поступка, полученного результата.
Регрессия — возвращение к ранним «детским» формам поведения — связана с демонстративно эгоистическим и безответственным поведением ребенка, когда тот по каким-либо причинам не хочет вести себя так, как того требует ситуация. Данный защитный механизм сдерживает чувство неуверенности в себе и страх неудачи, связанные с проявлением инициативы. Родители нередко поощряют формирование регрессивного поведения, так как хотят, чтобы он всегда оставался маленьким. Если этот способ поведения станет стереотипным, то взрослеющего школьника будет отличать инфантилизм, характеризующийся быстрой сменой настроения, потребностью в стимуляции, контроле, подбадривании, утешении, непереносимостью одиночества, импульсивностью, податливостью влиянию окружающих, неумением доводить начатое дело до конца и т. д.
Сублимация — один из высших и наиболее эффективных защитных механизмов человека. Она реализует замещение инстинктивной цели в соответствии с социальными нормами и ценностями. У детей этот механизм защиты формируется довольно поздно. Благодаря такой форме переработки неприемлемой информации замещается не сам объект (неприемлемый на приемлемый), а способ взаимодействия с ним. Так, рисование как одно из проявлений сублимации позволяет отреагировать инстинктивные импульсы и снизить напряжения благодаря продуктивной изобразительной деятельности.
Защитные механизмы имеют внешне наблюдаемые и регистрируемые признаки (на уровне действий, эмоций или рассуждения человека). Например, ребенок может не обращать внимания на тревожное для себя сообщение, все время забывать дома учебник по нелюбимому предмету или постоянно выгораживать себя.
Проблема психологической защиты нашла свое решение и в концепции К.Хорни [110], которая связывала возникновение и использование различных защитных стратегий с базальной (основной) тревогой. Основная тревога первоначально определяется взаимоотношениями ребенка и родителей (агрессия взрослых по отношению к ребенку, его отвержение, высмеивание, предпочтение ему брата или сестры и др.). В дальнейшем на ее развитие оказывает влияние культура, противоречивые ценности, что часто приводит к внутренним конфликтам. Чтобы уменьшить тревогу, личность вырабатывает защитные формы поведения.
К. Хорни выделяет такие три защитные стратегии: стремление к людям, стремление против людей и стремление от людей. Пытаясь преодолеть беспомощность и одиночество, ребенок постепенно вырабатывает определенный способ взаимодействия с окружающими. На основе стремления к людям формируется уступчивый тип личности. Ребенок в этом случае старается быть покладистым, ставит желания других выше своих собственных. Такая предупредительность поведения объясняется чувством неполноценности и неуверенности в себе. Доминирующее стремление против людей формирует агрессивный тип личности. Обладатель данного типа проявляет настойчивость в достижении своих целей, не допускает превосходства других, враждебен и недоверчив. Преобладание стремления от людей приводит к формированию отстраненного типа личности. Человек занимает позицию наблюдателя по отношению к миру и к себе, избегает сотрудничества и конкуренции, стремится отстаивать собственные независимость и уникальность.
Сложившийся тип личности закрепляют два психологических механизма: отбор привычных ситуаций и стабилизация определенного типа отношений со средой. Первый механизм предполагает, что человек подбирает себе среду в соответствии с имеющимися у него установками. Но предпочтение знакомых, привычных ситуаций и, как следствие, их постоянное воспроизведение способствуют генерализации определенного типа поведения в ущерб становлению гибкой и адекватной поведенческой стратегии. В т о-рой механизм проявляется в предпочтении определенного способа взаимодействия со средой, который формируется в процессе усвоения заданных извне образцов поведения. Социум отвечает индивиду в соответствии с демонстрируемой им манерой поведения и общения, что подкрепляет уже имеющиеся ожидания.
В настоящее время большинство исследователей рассматривают психологические защитные механизмы в качестве процессов интрапсихической адаптации личности при помощи подсознательной переработки поступающей информации. В этих процессах задействованы все психические функции: восприятие, память, внимание, воображение, мышление, эмоции, но в каждой конкретной ситуации ведущую роль в преодолении негативных переживаний играет одна из них. Включаясь в психотравмирующую ситуацию, защитные механизмы выступают в роли своеобразных барьеров на пути продвижения информации. В результате взаимодействия с ними тревожная информации либо игнорируется, либо искажается, либо фальсифицируется. Тем самым формируется специфическое состояние сознания, позволяющее человеку сохранить гармоничность и уравновешенность. Такое внутреннее защитное изменение рассматривается как особая форма приспособления индивида к среде. Принципиально важно, что все эти процессы неосознаваемые. Исследования показали, что организация защиты и ее способность противостоять вредным внешним воздействиям (т. е. выполнять свои функции) у разных людей различны. Различают нормальную, постоянно действующую в повседневной жизни защиту, выполняющую профилактические функции, и защиту патологическую, представляющую собой неадекватную форму адаптации.
Срабатывая автоматически, психологическая защита снижает напряженность, улучшает самочувствие и тем самым приспосабливает человека к ситуации, так как уменьшает тревогу и страх. Однако нередко от человека требуется слишком много сил, чтобы держать свои страхи и желания под контролем. В этом случае защита создает для личности множество ограничений, неизбежно приводит к замкнутости и изоляции. Значительные затраты энергии на постоянное сдерживание своих эмоций и желаний приводят к появлению хронической усталости или повышению общего уровня тревожности. Кроме того, избыточное включение механизма защиты не позволяет личности осознавать объективную, истинную ситуацию, адекватно и творчески взаимодействовать с миром.
2. Механизмы осознанного совладания с ситуацией. Психологическая защита является неосознанной, но личность способна разрешать внутренние и внешние конфликты, бороться с тревогой и напряжением, руководствуясь сознательно сформированной программой. Для обозначения сознательных усилий личности, предпринимаемых в ситуации психологической угрозы, используется понятие «копинг-поведение» («копинг-стратегия»). Для осознанного совладания с порождающими тревогу событиями необходимо соблюдать по крайней мере три условия: в о-первых, достаточно полно осознавать возникшие трудности, во-вторых, знать способы эффективного совладания с ситуацией данного типа и, в-третьих, уметь своевременно применять их на практике. Эффективность копинг-поведения зависит от того, является ли срабатывание данной защиты ситуативным, или защита — элемент индивидуального стиля реагирования на трудности.
Адаптивные целенаправленные и потенциально осознанные действия складываются в целостную картину копинг-поведения. В этом случае каждый стрессовый эпизод можно представить как определенную последовательность следующих актов: восприятие изменения ситуации- эмоции как результат оценки воспринятого- мысли о событии-копинг-реакции. Итогом этой цепочки является осознанное формирование новой ситуации, т. е. приспособление.
Комментарии