Психическое развитие младенца: что может и чего не может ребенок до года
Каждая женщина с нетерпением ждет, когда наконец ее малыш впервые улыбнется, сделает первый шаг и скажет «мама». Только иногда ждем мы этого слишком рано: тренируем перевороты, повторяем слова и завешиваем кроватку игрушками, до которых ребенку еще нет никакого дела.
Как происходит развитие ребенка до года? Когда же малыш начинает замечать окружающие предметы и родных людей? Когда появляется интерес к игрушкам и разговорам?
Разумеется, каждый ребенок индивидуален, но общие принципы и этапы развития можно отнести ко всем малышам. И в соответствии с этим построить игры и общение с ними.
Возраст
Что может
Что должен
Рекомендации
0-1 месяц
Сильны рефлексы, первые две недели движения неосознанны, не может сфокусировать взгляд на предметах, не различает цветов.
Окружающий мир воспринимается как свет-тень
— Успокаиваться, слыша знакомый голос
— Следить за движением лица, игрушки (находящейся на расстоянии 15-20 см от его лица)
— Поворачивать голову на звук (редко)
— Улыбаться в ответ на голос родителей (редко)
— Щуриться на яркий свет
— Фокусировать, задерживать взгляд на крупных предметах – лицо, яркая игрушка, черно-белая картинка (в конце первого месяца)
— Реагировать на звук
— Реагировать на резкие запахи (морщиться, отворачиваться)
— Улыбаться во сне, после еды
— Разговаривать с ребенком
— Вешать над кроваткой (или ставить вдоль стенок) черно-белые картинки на расстоянии
2 месяца
Проявляется характер, индивидуальность – из «инопланетянина» малыш превращается в маленького человечка.
Еще не развита память – быстро забывает, быстро привыкает
— Издавать отдельные звуки (гулить)
— Смеяться во сне
— Следить за медленно движущейся игрушкой, сосредотачивать на ней взгляд
— Тянуться к игрушкам, пытаться схватить (редко)
— Фокусировать взгляд и задерживать его (на предмете, глаза в глаза)
— Искать взглядом источник звука (поворачиваться на голос)
— Вешать над кроваткой игрушки (на высоте 30-50 см, не ниже, иначе есть возможность развития косоглазия)
— Разговаривать с ребенком
— Повторять за ним его звуки (если гулит)
3 месяца
Переходный период – реакции на ощущения уже не инстинктивны, а осознанны. Период слюноотделения и пробы всего на вкус
— Смеяться
— Различать «своих» и незнакомых
— Следить за игрушкой
— Рассматривать другие новые предметы в комнате,
быстро фокусировать взгляд
— Скучать и проситься на руки, требовать общения, игр
— Вертеть в руках игрушки, колечки, которые ему дают, тянуть в рот
— «Говорить» — подолгу гулить, занимая себя этим разговором
— Тянуть руку к игрушкам, заинтересовавшим предметам, пытаться их схватить
— Держа на руках вертикально, показывать игрушку, направляя на него его ручку – чтобы ребенок видел взаимосвязь рука-предмет
— «Говорить» на его языке, повторяя звуки, которые произносит ребенок
— Петь песенки (колыбельные)
4 месяца
— Возмущаться, когда отбирают игрушку
— Узнавать не только родителей, но и любимые игрушки, бурно радоваться этому
— Узнавать свое имя, поворачивать голову на его звук
— «Гладить» разные поверхности – дивана, пола, пеленки, изучая на ощупь
— Громко смеяться, когда с ним играют
— Улыбаться, когда видит родителей
— Хватать игрушки, притягивая их ко рту
— Держать игрушки перед собой, рассматривать
— Показывать, давать игрушки, чтобы малыш захватывал их обеими руками, держа их перед собой
— Разговаривать, петь песенки
— Подвешивать игрушки над ребенком, чтобы поднимал руку и хватал / притягивал к себе (лучше звенящие)
— Класть на разные поверхности, стелить ткань различной фактуры
5 месяцев
Прослеживание взаимосвязи событий, изучение окружающего мира
— Искать выпавшую из руки игрушку
— Разглядывать мелкие предметы, пытаться их схватить (кончиками пальцев или зажать ладонью)
— «Разговаривать», сочетая согласные и гласные звуки (лепет)
— Играть с игрушкой, приподнявшись на предплечьях (лежа на животе)
— Переворачиваться за интересующим его предметом, пытаться к нему ползти
— Перекладывать игрушку из одной руки в другую
— Не терять интереса к упавшей игрушке
— «Вредничать», кричать, если с ним не играют, если родители вышли из комнаты
— Ощупывать лицо родителей, изучая
— «Петь», растягивая звуки и варьируя тональности
— Чаще выкладывать на живот, разложив перед малышом игрушки (стимулировать желание приблизиться, схватить игрушку)
— Давать выбирать из нескольких игрушек одну
— Показывать как мелкие, так и крупные игрушки/предметы
— Шумно набирать воздух, а потом дуть на ребенка (после третьего-четвертого раза, уже должен ждать «ветерка») – на взаимосвязь событий
6 месяцев
Учиться садиться, сидит.
Период высаживания на горшок
— Играть в игрушки, сидя
— Бить ладошками по воде, играя, повторяя за родителями
— Неуверенно / нечетко произносить «мама», «папа»
— Рассматривать игрушки (перед тем, как потянуть их в рот), греметь погремушкой
— Узнавать голоса (даже не видя знакомого человека)
— Давать малышу игрушки и предметы различной формы, цвета, качества поверхности, температуры
— Играть в игрушки во время купания (если малыш уверенно сидит в ванной)
— Высаживая малыша на горшок, говорить «ка-ка», развивая запоминание последовательности событий
7 месяцев
Сильная привязанность к матери
— Хорошо ползать и стремиться доползти до любимой игрушки или интересного ему предмета
— Уметь видеть и подбирать мелкие предметы не только кончиками пальцев
— Пытаться стоять и стремиться осматривать окружающий мир стоя
— Опасаться незнакомых, стремиться на ручки к маме
— Производить действия с пищащими игрушками, шуршащей бумагой, чтобы добиться желаемого звука
— «Разговаривать» с игрушками, людьми, «петь»
— Понимать, что люди и вещи – разные предметы
— Сажать на ноги и качать (придерживая), напевая песенки, заканчивая «по кочкам, по кочкам, в ямку бух». Это развивает равновесие и память (перед «бух» должен замирать в ожидании)
8 месяцев
Сидит, стоит у опоры, перемещается много и в разных направлениях
— Узнавать лица по фотографии, в зеркале
— Махать рукой (до свидания)
— Хлопать в ладошки
— Обниматься (при встрече)
— Взаимодействие двумя руками (держать одну игрушку полностью ладошками)
— Чужие люди вызывают интерес (не страх)
— Отбирать игрушки (если родители держат их в своих руках)
— Отталкивать руку, если не нравится действие (умыть лицо, вытереть нос)
— Играть в игрушки по-настоящему (возить, катать, толкать)
— Катать с мамой мячик
— Играть в ладушки
— Катать мячик (ребенок толкает его обратно)
— Прятать игрушки (не до конца, чтобы было видно) – малыш должен их находить
9 месяцев
Изучает окружающий мир и его содержание (следует убирать банки с пуговицами, спицы, мелкие предметы)
— Понимать просьбы, запреты
— Может сказать самые простые слова «мама, папа, дай, ту-ту»
— Испытывая позывы к стулу, говорить «ка-ка», чтобы напомнить о высаживании
— Узнавать по звуку происходящее (звонит телефон, шумит пылесос, открыли дверь ключом)
— Активно жестикулировать
— Повторять движения за родителями, подражать
— Играть в игрушки «с содержанием» — матрешки, пирамидки
— Играть в прятки (пряча лицо за руками, прячась за предметами, но чтобы частично быть видным)
— Искать предметы по квартире
— Показать, как стучат друг о друга ложки или ложка по деревянной / железной поверхности
— Объяснять звуки – звонок телефона / дверной, пищит игрушка, звенит тарелка, шумит чайник
10 месяцев
— Расширять разговорный запас
— Узнавать не только звуки, но и визуальное действие: мама взяла телефон – будет разговаривать с бабушкой, папа взял ведро – выйдет из квартиры
— Давать знакомые вещи (в ответ на просьбу и протянутые руки)
— Выбирать друга — любимую игрушку и не расставаться с ней
— Находить нужную игрушку в ящике с остальными
— Ревновать и запоминать, как плохое, так и хорошее (или вкусное, если еда)
— Поощрять разговор малыша – если правильно назвал, попросил, бурно реагировать
— Стремиться не провоцировать негативные эмоции, не выделять или хвалить кого-то другого
Комментарии