Проблемы воспитания: к чему приводят наказания?
В нашей стране, например, относительно воспитания детей довольно долго было распространено такое мнение (причем в определенных слоях общества оно остается аксиомой и по сей день, отчего пострадало уже не одно поколение детей): мол, все время нужно указывать ребенку на его недостатки и ошибки. Все время тыкать его носом в то, что он сделал не так. При этом непременно нужно упорно не обращать внимания на то, что ребенок уже делает хорошо и правильно. И уже тем более ни за что его не хвалить. А лучше вообще планомерно обесценивать все его старания и усилия. Многие родители на полном серьезе считают, что от этого ребенок станет «лучше» и начнет делать все правильно. Вы знаете хоть одного ребенка, которому подобное непрекращающееся шпыняние, унижения (в том числе прилюдные), оскорбления, обесценивание хоть как-то в жизни помогло? Я — нет. Подобное поведение со стороны родителей — это стопроцентная гарантия того, что ребенок получит серьезную психологическую травму. И более-менее залечить ее он сможет только после долгой и болезненной работы с психологом (увы, на это решаются немногие). Да и то шрам на всю жизнь останется даже у тех детей, которые, назло родителям или чтобы вырваться из этого кошмара, достигли в жизни успеха. Но какой ценой дался им этот успех? Согласитесь: одно дело — идти к нему, получая от процесса удовольствие, и совсем другое — преодолевая страх и ужас…
Но чаще такие дети ломаются. Родители жестоким обращением формируют у них психологию жертвы. А механизм эмоций ребенка тут такой. В ответ на насилие со стороны родителей ребенок начинает испытывать по отношению к ним гнев и страх. Он ненавидит их, но в то же время на интуитивном уровне понимает, что без них ему грозит смерть. Это вещи не просто прямо противоположные, а абсолютно несовместимые. Но ребенку-то, чтобы не сойти с ума и при этом выжить, как-то совместить их все равно нужно! И тогда он начинает… оправдывать родителей, а в их жестокости и несправедливости винит самого себя. И суть его рассуждений сводится к следующему: если бы он не был «плохим», не был виноват, мама и папа с ним так бы не обращалась.
Кто-то после этого начнет сразу же возмущаться: что же, с детей нужно только пылинки сдувать, не указывать им на их промахи и закрывать глаза на их проступки? Конечно же, нет! Но нельзя сводить общение с ребенком исключительно к критике. Она обязательно должна чередоваться с поддержкой и похвалой. Причем поддержки должно быть намного больше, иначе ребенок будет чувствовать себя никчемным, никому не нужным, утратит уверенность в себе и у него не будет ни желания, ни энергии на то, чтобы чему-то учиться, что-то делать и преодолевать препятствия на своем пути.
Комментарии