Проблемы сна у детей и подростков

Проблемы сна у детей и подростков

Список новых проблем у детей более старшего возраста и подростков велик: домашние задания, внешкольные занятия, индивидуальные уроки, вечеринки, больше домашней работы, свидания, машины, наркотики и алкоголь. Для родителей здоровый образ жизни детей может стать менее важным, чем развитие их академических, социальных, спортивных или художественных навыков. Но, как вы сами увидите, вклад здорового режима сна в благополучие вашего ребенка с возрастом не снижается.

Проблемы со сном у детей 7–12 лет
Более позднее укладывание
Школьники с возрастом спят все меньше и меньше по мере того, как начинают ложиться все позже и позже. Большинство 12-летних подростков ложатся около 21:00 – это время может варьировать от 19:30 до 22:00. Продолжительность сна у них составляет примерно 9–12 часов. Эти данные, которые я собирал среди семей среднего класса, согласуются с данными еще продолжающегося исследования, проводимого Стэнфордским университетом. В ходе него ученым удалось показать, что до начала пубертатного периода подросткам для поддержания оптимального уровня деятельности в течение дня требуется 9,5–10 часов сна.

Если не поддерживать здоровый режим сна, результатом будет усугубляющаяся дневная сонливость.

Трудности с засыпанием
При исследовании примерно 1000 детей, средний возраст которых составлял семь-восемь лет, было обнаружено, что около 30 % из них сопротивлялись укладыванию не менее трех раз в неделю. На это чаще всего жалуются родители. Около 10 % детей испытывают трудности с засыпанием после того, как ложатся в постель. У многих на то, чтобы заснуть, более трех раз в неделю уходит до часа. Некоторые дети отказываются ложиться, а когда ложатся, испытывают трудности с засыпанием; у них возникает и целый набор прочих проблем: страхи, тревожность, ночные пробуждения, необходимость в успокаивании и близости родителей, жалобы на утомление, а также наличие трудностей с самостоятельным успокаиванием в прошлом.

Кое-что из практики
С возрастом вашему ребенку для поддержания оптимального уровня внимания и активности будет требоваться больше, а не меньше сна.

Если ваш ребенок отказывается ложиться спать, но у него нет трудностей с засыпанием, скорее всего, ему поможет более раннее или более регулярное укладывание и другие методы, описанные далее в этой статье. Но если у ребенка также имеются трудности с засыпанием, он никогда не спал хорошо и проявляет признаки легкой хронической тревожности, возможно, вам понадобится помощь детского психолога или другого специалиста в области психического здоровья.

Дети спят с мамой и папой

Это исследование также подтвердило другие наблюдения, согласно которым в младшем школьном возрасте ночные пробуждения имеют тенденцию сохраняться, если они уже наблюдались в прошлом. Устойчивость нарушений сна является темой многих научных статей, и только невежеством некоторых специалистов может объясняться совет: «Не переживайте, ребенок это перерастет».

В двух других исследованиях примерно 1000 подростков, проведенных в Бельгии и на Тайване, было обнаружено еще кое-что. У тех, кто спал плохо, гораздо чаще наблюдались трудности с обучением. Среди тех учеников, которые собирались поступать в колледж, меньше спали те, кто более усердно занимался. Итак, мы видим здесь глобальную проблему: маленькие дети, испытывающие проблемы со сном, вырастают в школьников, имеющих проблемы с успеваемостью. Однако те из них, которые добиваются успехов в обучении, рискуют недополучить необходимый им сон!

Периодические жалобы
Многие дети в этом возрасте жалуются на различные боли в животе, конечностях, голове и грудной клетке, которым не находится никакого медицинского объяснения. У детей, страдающих такими болями, часто оказывается серьезно нарушен сон. Принято считать, что к таким жалобам приводят эмоционально напряженные ситуации, такие как реальное или вымышленное отдаление родителей от детей или детей от родителей; боязнь выразить недовольство, которое может повлечь за собой наказание или обиду; давление со стороны сообщества или школы; страх не оправдать надежды родителей.

Эти боли у детей реальны, точно так же как реальны мигрени у взрослых, которые слишком много работают или слишком мало спят. Все лабораторные анализы и исследования людей, испытывающих такие головные боли, показывают, что у них все в порядке. Точно так же все анализы, проводимые у детей с подобными соматическими жалобами, дают нормальные результаты. За исключением тех случаев, когда имеются серьезные основания подозревать наличие какого-либо органического заболевания, лучше отказаться от проведения лабораторных обследований и анализов, потому что боль при взятии крови, риск облучения, стоимость процедур и в первую очередь – возможный результат создают в сознании ребенка убежденность в том, что он действительно болен. К тому же слегка отклоняющиеся от нормы результаты обследования могут привести к новым и новым процедурам, которые в конечном итоге покажут, что в основном все в порядке.

Проблемы со сном у подростков
Не хватает времени на сон, особенно по утрам
Исследования режима сна тинейджеров показывают, что постепенное снижение общей продолжительности сна прекращается приблизительно в 13–14 лет. На самом деле многим молодым людям в возрасте 14–16 лет требуется даже больше сна! Судя по полученным данным, большинство подростков могли бы отдыхать гораздо лучше, если бы им удавалось дольше спать по утрам. Раннее начало школьных или спортивных занятий часто заставляет подростков спать днем, что мешает им вечером ложиться в разумное время.

Кое-что из практики
Многим молодым людям старше 15 лет требуется больше сна, чем раньше, чтобы поддерживать дневную деятельность на оптимальном уровне.

Исследование, проведенное среди примерно 10 000 учеников японских средних и старших школ, показало, что 50 % из них хотя бы раз в неделю спят после школы. Из-за того, что поздний дневной сон заставляет подростка ложиться позже вечером, ночной сон становится короче. Мне кажется, что лучше не спать днем, а ложиться пораньше вечером, а утром тоже просыпаться намного раньше, чтобы доделать незавершенные домашние задания. На мой взгляд, выполнять их поздно ночью, после короткого дневного сна, гораздо менее эффективно, чем рано утром, после многих часов ночного сна.

Кое-что из практики
Социальное давление и раннее начало занятий в школе приводят к снижению продолжительности сна и хроническому его недостатку.

Накапливающая усталость, дневная сонливость или снижение уровня внимания днем развиваются у многих подростков – для них в сутках оказывается просто слишком мало часов. Затраты времени на учебу, спорт и социальную деятельность невероятно высоки. Даже если не считать переживаний о сексе, наркотиках, алкоголе и громкой музыке, родителям приходится волноваться из-за того, что их дети могут пострадать от недостатка сна.

Ребенок спит на диванеВ исследовании ученых из Стэнфордского университета, в котором участвовали более 600 старшеклассников, у 13 % был обнаружен хронический дефицит сна. Те, кто плохо спал, объясняли это переживаниями, напряжением, а также личными, семейными и социальными проблемами. У учеников наблюдались признаки легкой депрессии. Конечно, мы не знаем, что здесь первично – нарушения сна или изменения настроения. Возможно, и эти изменения, и нарушения сна развиваются в результате одних и тех же гормональных изменений, которые естественны для этого возраста. Однако здоровый образ жизни, в том числе и разумный режим сна, поможет предотвратить или облегчить депрессивные состояния, так характерные для юного возраста. Ученые из Стэнфорда определяют хронические и тяжелые нарушения сна у подростков следующим образом:

1. Более трех раз в неделю на то, чтобы заснуть, требуется 45 минут или более,

или

2. Три или более раз в неделю наблюдается одно или более ночных пробуждений, за которыми следует 30 или более минут бодрствования,

или

3. Три или более раз в неделю наблюдается по три или более пробуждений за ночь.

Итак, если у вашего ребенка-подростка такая структура сна, не стоит считать это «нормальной» частью взросления.

В Новой Зеландии точно так же, как и в Калифорнии, около 10 % подростков страдают нарушениями сна. У них наблюдаются тревожность, подавленность и невнимательность, а также чаще встречаются поведенческие расстройства по сравнению с подростками без нарушений сна. Тревожность и депрессия также оказались типичными симптомами у плохо спящих тинейджеров в Италии, доля которых в этой стране составляет около 17 %.

Судя по результатам очень серьезного исследования, опубликованного в 1991 г., за последние 20 лет продолжительность сна учащихся уменьшилась на один час. Данные, полученные в самых разных странах – Бельгии, Тайване, Китае, ЮАР, Новой Зеландии, Италии и т. д., свидетельствуют о растущем риске переутомления подростков.

В двух независимых исследованиях об ограничении сна у детей в возрасте от 10 до 14 лет ученые уменьшали продолжительность их ночного сна либо до семи часов в течение трех дней, либо до пяти часов на одну ночь. Хотя подростки справлялись с повседневными стандартными задачами, такие высшие когнитивные функции, как вербальное творчество и абстрактное мышление, оказались нарушены. Это подчеркивает важную мысль о том, что наши дети могут достаточно хорошо справляться с небольшой нехваткой сна, если не сталкиваются со слишком сложными заданиями, связанными с письменной речью или творчеством.

Таким образом, слабовыраженному недостатку сна часто не придают должного значения или вообще не обращают на него внимания, так как стандартные задания на память и спортивные упражнения подростки выполняют достаточно успешно.

Еще один эксперимент с ограничением сна был проведен с участием 11– и 12-летних детей. Тех, кто спал в течение шести ночей по 10,5 часа, сравнивали с теми, кто в течение шести ночей спал по 6,5 часа. Ограничение сна вызвало поддающиеся измерению невнимательность, раздражительность, несговорчивость и проблемы с обучением. В другом исследовании, где наблюдали за 3136 детьми в возрасте от 11 до 18 лет, было обнаружено, что у 17 % из них сон не обладает достаточными восстановительными свойствами. Эти данные совпали с теми, которые приводились в итальянском исследовании.

В Израиле был проведен эксперимент с различным временем начала школьных занятий. У одной группы учащихся уроки начинались в 7:10 как минимум дважды в неделю, а у другой всегда начинались в 8:00. Дети из первой группы в общей сложности спали меньше, у них наблюдались выраженное утомление и сонливость в дневные часы, они больше жаловались на трудности с вниманием и концентрацией по сравнению с учащимися из второй группы. Доктор Мэри Карскадон, пионер в области исследования сна подростков, указывает на то, что раннее начало школьных занятий – это новшество, влияние которого на недостаток сна учеников только теперь постепенно начинает оцениваться должным образом.

Доктор Карскадон также считает нерегулярное время ночного сна серьезной проблемой, которая развивается независимо от недостаточной продолжительности сна. Ее исследования показали, что чем больше вариабельность времени начала ночного сна, тем хуже школьные оценки, тем более вероятен вред, наносимый здоровью в результате приема алкоголя и наркотиков, и тем чаще ученики пропускают занятия. Более ранние исследования дошкольников также указывали на важность регулярного укладывания и его влияние на последующую приспособляемость к школе.

Поведение подростков может вызывать у родителей стресс; однако, если начать пораньше, как это сделала семья из следующего рассказа, справиться с некоторыми проблемами сна может быть легче.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>