Почему подросткам полезно совершать ошибки
Как выглядит и как работает мозг?
Твой мозг — это большой серый комок, который плавает в черепной коробке — маленьком «бассейне» с мозговой жидкостью.
Внешняя часть мозга называется корой, она вся в складках. Это означает, что поверхность у нее невероятно большая. Кора головного мозга — самый тонкий слой мозга. Тем не менее, именно в ней находится большинство наших нервных клеток (нейронов). А клетки головного мозга отвечают за все (или почти все), что мы делаем.
Нейроны разговаривают друг с другом с помощью сигналов, которые они посылают через длинные отростки, напоминающие провода. Они называются аксонами. Ты можешь считать, что аксоны — это «мосты» между клетками мозга. Через эти «мосты» сигналы и информация посылаются в бешеном темпе.
Все новое, чему ты учишься и что испытываешь, создает новые «мосты» между нейронами в мозгу. Мы говорим, что мозг пластичен. Подобно пластилину, из которого ты наверняка не раз что-то лепила, мозг формируется и изменяется под влиянием окружающей среды.
Области мозга, которые часто и много используются, увеличиваются в размере, и в них образуются более широкие «трассы», связывающие их с другими мозговыми областями. Если, например, ты активно играешь в гандбол, вырастут новые «мосты» между областями мозга, отвечающими за управление теми частями тела, которые ты используешь для броска, маневров и забивания голов.
Так наш пластичный и фантастический мозг заботится о том, чтобы у нас лучше и лучше получались те вещи, над которыми мы много работаем. Чтобы он правильно рос и развивался, необходимы сложные задачи и повторение.
Чем мозг ребенка отличается от мозга подростка
Если вынуть мозг ребенка и взрослого человека из черепной коробки и сравнить их друг с другом, мы не найдем больших различий. Оба состоят из одних и тех же частей и функционируют абсолютно одинаково. Разница между детьми и взрослыми заключается скорее в том, какие области мозга мы используем, как части мозга «общаются» друг с другом и какие из них доминируют. Человеческий мозг достигает полного развития после 20 лет и продолжает адаптироваться к окружающей среде до самой смерти.
В детстве в твоей голове происходят большие изменения: мозг впитывает все, что с тобой происходит. Он пока не знает, чем ты будешь заниматься — танцами, футболом, пением, — поэтому сохраняет всю информацию на тот случай, если она тебе позже понадобится.
Ты можешь сравнить детский мозг с ребенком детсадовского возраста: он очень любознателен и собирает все, что найдет на земле. Он пока еще не знает различий между золотом и серым камнем, важными и неважными вещами.
Мозг быстро растет, чтобы суметь сохранить новую информацию. Особенно активно формируется и утолщается с каждым годом кора головного мозга и ее многочисленные нервные клетки.
В подростковом возрасте начинает происходить противоположное. Мозг забит информацией, и неизвестно, нужна ли она вся ему. Настало время навести порядок.
По мере того как ты постепенно понимаешь, кто ты такая и что тебе нравится, мозг начинает избавляться от лишних «мостов» и ненужного использования клеток.
Впервые с твоего рождения кора головного мозга уменьшается! Мозг начинает специализироваться на том, чтобы стать тобой! Что же мне действительно нужно из всего этого бардака? Что действительно имеет для меня значение?
В то же время мы видим, что в тех областях мозга, которые мы много используем, образуются широкие «трассы» вместо тонких висячих мостиков. Это знак того, что мозг становится более опытным.
Чтобы решать сложные задачи, необходимо задействовать обширные участки мозга одновременно. Области нашего головного мозга должны научиться по-новому «разговаривать» между собой. Это непросто. И, возможно, здесь кроется одна из причин, почему в подростковом возрасте все так запутанно.
Лобная доля – начальник в твоей голове
В 15-16 лет ты ощущаешь себя самостоятельной, возможно, твое тело уже выглядит по-взрослому, но тем не менее ты еще не можешь ничего решать. Пока родители устанавливают границы. Это потому, что твой мозг еще не обладает некоторыми важными качествами: у него нет «шефа».
В России взрослым человек считается только с 18 лет. Это даже немного рано, если мы говорим о мозге и его развитии. У девушек мозг полностью сформируется только после 20 лет, в то время как юношам должно исполниться 25, чтобы у них появился «начальник» в голове.
«Начальник». нашего головного мозга — это лобная доля. Она находится прямо за твоим лбом, в передней части мозга. Лобная доля — это та область мозга, которая отвечает за планирование, управление и организацию нашей жизни. Она получает сигналы от других отделов мозга, например, о чувствах, которые мы испытываем, о том, что мы видим, о воспоминаниях, к которым мысленно возвращаемся. Лобная доля перерабатывает эти сигналы, сортирует их в зависимости от важности и приходит к определенному плану.
Этот отдел головного мозга начинает впервые заявлять о себе в подростковом возрасте. Именно лобная доля по-настоящему определяет разницу между ребенком и взрослым.
Изучение нового и возможность ошибаться позволяют лобной доле учиться и развиваться. Все ошибки, которые мы допускаем и на которые осмеливаемся в подростковом возрасте, приводят к тому, что мы становимся умными и уверенными в себе людьми. Ты находишься в таком периоде, когда падаешь, но при этом остаешься уверенной в том, что взрослые рядом и помогут тебе снова подняться на ноги.
Три задачи мозга
Сначала твой мозг должен научиться трем вещам. Мы называем их тремя задачами мозга.
1. Последствия. Это результат того, что ты делаешь. Подростковый мозг с трудом представляет последствия своих решений. Например, последствием слишком большой скорости при езде на мопеде может быть то, что ты упадешь и получишь травмы или наедешь на кого-нибудь, и этот человек может серьезно покалечиться или даже умереть.
Маловероятно, думаешь ты? Да, как правило, все обходится. Но тем не менее слишком много подростков погибают или калечатся в дорожных авариях. Они недооценивают шансы того, что может произойти что-то опасное, и рискуют, потому что намного хуже представляют последствия, чем взрослые.
2. Контроль импульсивного поведения. Что это значит? Импульс — это внезапное желание что-то сделать, часто что-то веселое или волнующее. Например, тебе вдруг захочется съесть целую пачку чипсов, нырнуть с высокого обрыва, чтобы показаться крутой, или поцеловать того, в кого ты влюблена.
Если ты можешь хорошо контролировать свои импульсы, то не совершаешь бездумно те поступки, мысли о которых вдруг приходят на ум. Например, можешь сама себя остановить от прыжка, пока не проверишь глубину незнакомого водоема.
У взрослых тоже возникают импульсы, но они им так часто не следуют. У взрослых лучше развит контроль над ними.
3. Разум и чувства. Мозг взрослого человека натренирован выбирать, что он будет делать, основываясь на планировании и рациональности. Мозг подростка в большей степени управляется чувствами. Эмоции на удивление часто бывают плохими советчиками, и они могут лгать. Чувства могут заставить тебя сделать такие вещи, о которых ты потом будешь сильно сожалеть.
Благодаря тому, что тобой управляют чувства, ты активно интересуешься важными вопросами. Это хорошо! Но в то же время подчинение собственным эмоциям может сделать тебя более уязвимой к манипуляциям со стороны людей, которые не желают тебе добра. Например, тебя могут склонить к сексу до того, как ты станешь достаточно взрослой, к тому, чтобы ты отослала свои интимные фотографии или отправилась на встречу к незнакомцу, в которого влюбилась в интернете.
Комментарии