Почему нежелательно наказывать детей?
В этой ситуации так и хочется проявить волю, власть, «показать пример — как надо» (обычно люди делают это словами, вместо действий) и в целом наказать ребенка. При этом некоторые родители называют свои действия оправданными «воспитательным процессом». Понятно, что для каждого ребенка и родителя в отношениях к миру и между собой много недопонимания. Опять же к недовольству с обеих сторон приводит разница между ожидаемым и реальным. Именно она является причиной эмоционального возбуждения. В соответствии с психотипом люди и реагируют. Вначале надо разобраться и принять единую систему оценок в части того, что такое «наказание». В контексте данной статьи будем понимать термин как применение мер к ребенку в ответ на неподобающее поведение. Причем последнее — воспринимается субъективно и весьма спорно. Ведь ребенок может вести себя как намеренно по отношению к событиям или к вам, так и непосредственно.
Наказание призвано обеспечить большее послушание или приемлемую для родителя модель поведения ребенка, его социальных поступков. Наказание как элемент воспитательного процесса в системе необходимо для формирования устойчивой модели поведения ребенка, его реакции на вызовы времени. Так это можно объяснить красиво, хорошо и правильно. Что касается практики, то родители поступают по-разному, в соответствии со своим психотипом (который порой отличаем от психотипа ребенка). И в целом мы рекомендуем применять не определение наказания (тем более его формы могут быть разными), а более уместный термин — внушение. Это абсолютно разные понятия. С наказанием ясно, что это метод активного действия как реакция на что-то, по сути, метод постфакта, когда событие уже свершилось. А внушение — более гуманный и верный метод, потому что обладает большей универсальностью применения (в любое время, в том числе не по произошедшим событиям, а на посторонних примерах, включая других людей, элементы культуры и искусства, истории). Наказание в рассмотренном ключе чем-то напоминает месть: «Ты сделал мне так, а я тебе этак». Бесперспективно в принципе; это работает только там и тогда, когда раз и навсегда контакты с человеком прерываются. Чего в полной мере в домашней обстановке сделать нельзя. Внушение предполагает не столько ограничение благ другого, сколько разъяснение по ситуации, в том числе на основе личных историй родителя — они воспринимаются ребенком гораздо легче и приятнее, чем менторский тон «так нельзя», «делай так, иначе я тебя накажу» и т. д. Внушение предполагает разъяснение вариантов моделей поведения в конкретной ситуации, даже аналитику: посмотри, что будет, если ты сделаешь так (в следующий раз), и что будет, если сделать по-другому.
Наказывать детей нежелательно потому, что вы так накажете только себя. И в прямом, и в переносном смысле. В прямом, потому что после любого проявления власти, даже если оно случилось воздействием и внушением в словесной форме, нередко взрослый испытывает дискомфорт и подсознательно спрашивает себя: «А не переборщил ли я с наказанием?» То есть эмоциональный фон взрослого (родителя) также изменяется в сторону страдания, и хочется «загладить вину». Это происходит оттого, что вы понимаете несоразмерность своего воздействия на личность, которая не может вам дать сдачи в той же форме и силе. В переносном смысле нет резона наказывать потому, что личность ребенка сформировалась отчасти и продолжает развиваться, он набирает силы, совершенствуется в аналитическом мышлении и физически. И потом наступает время, когда «яйца учат куриц», или дети ставят в зависимость родителей от своих интересов так или иначе. А родителю не остается ничего иного, как сожалеть и корить себя за ошибки воспитания. Поверьте, время от времени это испытывает каждый. Сложность ситуаций в том, что почти любые эмоциональные реакции остаются в памяти человека. Чем сильнее переживания, тем ярче впечатления и «память». Время является «лекарем», но чтобы вылечить — каждому требуется разное количество времени, и это связано как с психотипом, опытом, окружающей ситуацией, заместительными практиками (отвлекающими внимание, в том числе служебной и личной занятостью), так и с и другими обстоятельствами. И поэтому тоже наказания бессмысленны. То есть бессмысленны тогда, когда вы хотите сохранить доверительные отношения, условную управляемость ребенком надолго и обеспечить себе «спокойную» старость, а не решение проблем взрослого ребенка до своего векового юбилея.
Комментарии