Почему быть послушным ребенком опасно для здоровья
Для гармоничной эмоциональной жизни необходимо, чтобы человек гордился ее уникальностью, умел понимать свои эмоции и проявлять их в общении с окружающими, причем не только приятные. Эмоциональный мир — как сад, в котором растут цветы самые разные — и красивые, и экзотические, и совсем неброские, — но все любимые для своего садовника. Ведь это его сад, сад его души.
В этом саду очень много радости. Но под кустиком притаилась и грусть. Острые листики обиды любят полутень. Злость, на удивление всем, расцветает ярко-красными цветами. Страхи бывают разными. Одни цветут мелко-фиолетовыми шариками. Другие — розовыми шашечками. А есть страхи, кажется, страхи темноты, они даже плоды дают кисленькие, похожие на клюкву.
Важно, чтобы человек знал все тропинки сада своей души, понимал, где какая эмоция притаилась. А главное — умел проявлять свои чувства в обществе других людей.
Что происходит с запретными чувствами
Но есть дети, которые считают, что существуют плохие эмоции, которые надо прятать и никому не показывать. «Это стыдно. Можно расстроить родителей. И вообще, боятся только трусы. А злятся — плохие мальчики и девочки».
И тогда дети забывают тропинки своего сада, на которых растут негативные эмоции. Ставят на повороте к ним таблички «запретная зона». Но взамен протаптывают другие, которые потихоньку начинают мешать им жить. Наверное, Баба-Яга к ним причастна.
Первая тропинка Бабы-Яги называется «заменяй». Чувствуй то, что одобряется взрослыми. Запрещенные эмоции — в клетку.
В жизни это может выглядеть так. К примеру, сын или дочь боится рассказывать о страхах и взамен этого проявляет в разных формах злость. «Злиться не так стыдно, как бояться», — думает ребенок в этом случае.
Вторая тропинка называется «не проявляй никогда». Вдоль нее расставлены банки, в которых мальчик или девочка консервирует свои чувства — страхи, злость, обиду. Банки все наполняются и наполняются, пока в определенный момент не начинают взрываться.
И тогда ребенок, казалось бы, ни с того ни с сего начинает кричать и топать ногами или горько плакать. Это уже совсем неуправляемые чувства выходят наружу. И никто не скажет ему: «Не надо копить свои чувства, лучше проявляй их потихоньку». Все только удивляются, что ребенок вдруг взрывается как вулкан.
Около третьей тропинки вывеска «в поликлинику налево». По ней бродят дети, которые прячут свои чувства в глубокие подземелья, откуда им никогда не вырваться. Но для того чтобы сдерживать их там, ребенку требуются силы. И когда они заканчиваются, ребенок начинает болеть. Можно сказать, это тропинка для часто болеющих детей.
Откуда у ребенка негативные эмоции?
Некоторые родители удивятся. «Мы живем в благополучной семье, не ссоримся. Ребенка не ругаем. Откуда у него берутся трудные чувства?» — спрашивают они.
Развитие ребенка предполагает освоение им всех сторон эмоциональной жизни. К примеру, гнев начинают испытывать еще годовалые дети. Понаблюдайте за ними, когда они с упоением разбрасывают игрушки, залезают в рюкзак старшего брата и вытряхивают содержимое на пол.
Изучаются эмоции в игре, а рождаются во взаимодействии со взрослыми. Именно там ребенок слышит свои первые «нельзя», «надо». Узнает, что мир не подчиняется его «хочу», а существует сам по себе по своим законам. И это вызывает разные эмоции.
Ребенок хочет доставлять родителям только радость, поэтому поступает со своими эмоциями согласно негласным правилам, которые он копирует у взрослых. Может быть, мама, сама не замечая, консервирует гнев. А папа надевает очки, чтобы прочитать надпись «поликлиника налево».
Поэтому очень важно, чтобы не только ребенок хорошо ориентировался в своем саду эмоций и впускал туда значимых для него людей. Но и семья понимала, какая дорожка к какому результату приводит.
Но чтобы не стесняться проявлять чувства, необходимо понимание того, что нет плохих или хороших, вредных или полезных эмоций. Каждая может быть полезна в той или иной ситуации.
Как научиться проявлять разные чувства
Однако сад эмоций имеет свою тайну, которую многие родители, а уж тем более дети, не знают: он нередко стремится захватить власть над душой человека, хочет управлять его поведением, чтобы он действовал, только следуя эмоциональным импульсам.
Почувствовал страх — спрячься подальше, злость — дай кулаком в спину, обиду — носи ее как гирю за спиной с кислым лицом.
Важно, чтобы маленький человек, ухаживая за своим садом, чувствовал себя его хозяином, умел бы направлять эмоции туда, куда хочет. Например, мог бы снижать интенсивность трудных чувств, успокаиваться, когда это нужно. Прощать обиду, забывать ее или переключаться на позитив. Впрочем, это невредно и взрослому.
Поэтому давайте почитаем сказку и обсудим ее. Не забывая, что это всего лишь сказка, а не самоучитель по эмоциям. Без назидания и нашего обычного родительского напора.
Маша и медведь. Про девочку, которая научилась рычать
Сказка помогает детям понять, что необходимо проявлять свои чувства, а не скрывать их от окружающих. Особенно нужна детям, которые стараются не показывать окружающим трудные чувства (страх, злость, обиды), поскольку стремятся быть хорошими и не хотят никого огорчать.
Маша была очень хорошей девочкой, умной и воспитанной, послушной и прилежной. Занималась музыкой и танцами, любила вышивать.
Одна беда была у Маши. Когда ее ругали, она из девочки превращалась в палочку. Все тело будто деревянным становилось, рот не открывался, голова не думала.
А самое скверное — для Маши было неважно, кто ее ругал и за что. Девочка все равно деревенела. А поскольку она — палочка — не помнила, за что ее ругали, то избежать в будущем этих ситуаций ей не удавалось.
Маша всегда старалась поступать правильно. Но всякое случается. Ошибку допустит, ее поругают, она тут же в палочку превратится.
Шел как-то мимо школы медведь. Решил он себе хворосту для печки собрать и обед приготовить. Смотрит — такая палочка красивая стоит. Запихнул он Машу вместе с другими палочками за спину и понес домой. А Маша молчит. Она ведь палочка и говорить не умеет.
Стал Миша дома палки перед печкой раскладывать и удивился. Одна из палочек оказалась девочкой.
— Ты кто? — спросил медведь ее ласково.
— Я — Маша, — ответила девочка. Медведь не ругал ее, поэтому она тут же разговаривать научилась.
— Вот чудно, — сказал медведь. — Ты из мультика?
— Нет, я из школы, — ответила Маша. И рассказала о своей беде, как она в палочку превращается.
— Нет. Это не дело, — ответил медведь. — Я тебе дам свой коготь. Повесь его на шею. И когда кто-то ругать тебя начнет, превращайся в медведя. Ррр… — вот так будешь делать.
Поблагодарила Маша медведя, спела ему песню. И отвел он ее обратно к школе. А там уже ее учителя и воспитатели ждут.
— Куда ты подевалась? — стали кричать они на нее.
Маша ноготь медведя потрогала и зарычала сначала несмело, а потом громко:
— Ррр…
Отошли от нее учителя и воспитатели. Не понравилось им, что на них рычат, а не молча слушаются.
А вот Маше рычать понравилось. Она даже на маму тихонько рыкнула, когда та ее за беспорядок в шкафу ругать стала.
Рыкнула и испугалась. Что теперь будет?
Но мама только улыбнулась:
— Маш, ну ты же не медведь. Чего рычишь? Есть же человеческие слова — «я с тобой не согласна», «думаю, что я права», «мне неприятно это слушать».
— Здорово, — сказала Маша. — Так еще лучше. Когда меня начнут ругать, я буду становиться медведем, который умеет разговаривать.
— Главное, не забывай становиться медведем, — добавила мама. — Если забыла слова, можешь и порычать. Все лучше, чем становиться палочкой.
Комментарии