Первые шаги художника
Сколько будущих художников убила фраза, небрежно сказанная в детстве: «Ты все равно не умеешь рисовать»? Сколько художников так и не родилось, потому что мама, чтобы не было в доме беспорядка, не давала ребенку краски … Но в детстве каждый человек может все! Никто ему не сказал о медведе, который наступил на ухо; об отсутствии чувства ритма; о гуманитарном складе ума. Ребенок не знает, что какие-то ограничения в способностях, а, следовательно, живет без ограничений! Нам остается только немного этого ребенка подтолкнуть к свершениям.
Пространство без границ
Страшно, что ребенок выпачкает комнату? Купите большую клеенку и постелите на полу. Жаль одежды? Разденьте ребенка догола, дайте кисточку, краски и бумагу- пусть хоть искупается в гуаши. В процессе создания вас не должно ничего раздражать, тогда нервозность не передастся и ребенку.
Для маленьких художников лучше давать бумагу типа ватмана, чтобы не было ограничения по формату. Дети еще не могут композиционно распланировать рисунок, поэтому им лучше формат побольше, чтобы ничто не сдерживало фантазию. Затем, с возрастом, они научатся втискивать свои идеи в короткий А4. Но в возрасте 2-3 лет наш формат — А1!
Все лучшее — детям
Моя святая убежденность: материалы для детского творчества должны быть качественными. Если это музыка, то инструменты не должны фальшивить. Если это рисование, то бумага чтобы была не раскисавшей, а краски хорошо принимались. В магазинах для творчества является относительно дешевой акварельная бумага, которую можно использовать для творчества малышей. А вот детская медовая акварель не принесет никакого удовольствия от процесса детям: она некачественная, почти не рисует. Поскольку акварель профессиональная стоит очень дорого, то можно покупать гуашь, которая по крайней мере имеет очень хорошие свойства покрытия. Или же, если хочется работать именно с акварелью, поищите что-то среднее между дешевой детской акварелью и профессиональным «Ленинградом».
Кисточки натуральные смысла брать нету, дети быстро их уничтожат. Зато в продаже есть кисти с синтетическим волокном. И я имею в виду не те кисточки «для клея», которые продаются в канцтоварах, а кисточки для художников в профильных магазинах. Эти кисточки стоят до 20 грн (100руб.), и работать ими одно удовольствие. Синтетическое волокно упругое и держит форму несмотря на интенсивное вазюканние им по бумаге. Я бы советовала взять несколько вариантов кистей: средние и толстые. К тонким дети в возрасте до 3 лет еще не доросли.
Воображение без границ
«Ну, разве бывает небо зеленое ? А розовые коты?» — Так часто говорят взрослые. Вспомните «Маленького принца» Экзюпери, где главный герой раз и навсегда зарекся рисовать после того, как взрослые в его удаве, что проглотил слона упорно видели шляпу. Пусть будет зеленое небо и синее солнце — это проявление прекрасного детского мира, пока не затюканного условностями и «правильной» картиной мира. Всячески поощряйте проявление нестандартного видения!
Если же воспитательницы в садике уже прошлись по ребенку (небо синее, солнце желтое, трава зеленая) , то ваша задача как родителей — не расшатать этот стандартный набор .
И здесь нам больше подойдет наблюдения за природой. Выйдя на улицу на рассвете или закате, обращайте внимание на цвет неба. Какое небо утром, днем, вечером, ночью? Пусть ребенок называет, проговаривает цвета. Если есть время и вдохновение (например, вы «зависли» на даче), то можно создавать целые палитры неба, подбирая на бумаге небесные цвета. Скоро малыш увидит, что небо бывает сиреневое, розовое, оранжевое, серое, голубое, чернильное …
Еще интересное упражнение — это относительность белого. Возьмите белый цветок, например, георгин или хризантемы. Рассмотрите его с малышом. На глаз цветок белый. Но какого цвета лепестки в том месте, где они сходятся? В тени белый цвет может быть даже черным. Проиллюстрировать это немного старшим детям можно будет в фотошопе, на фотографии белого цветка. Там инструментом «пипетка» можно «взять» цвет с разных мест на цветке и вынести на палитру. Светлые и темные участки. Это очень показательно и красноречиво.
Обращайте внимание малыша на количество оттенков зелени в лесу или даже на одном кусте. Затем, рисуя, напоминайте, что не бывает сплошного зеленого покрытия травы или дерева, можно смело добавлять синюю, коричневую, желтую краску.
Также акцентируйте на наполненности пространства, фоне. Мир яркий, показывайте его ребенку и вдохновляйте передавать это на бумаге.
Краски творят чудеса
Конечно, прежде чем начать творить, ребенок должен освоиться со свойствами цветов. Поэтому потратьте время на размазывание красок по палитре. Пусть ребенок сам догадается, что будет, если смешать такой-то цвет? А если все вместе? Работа с цветом — это чудо! Приобщайте к нему малыша!
Так же экспериментальным путем можно изучить свойства красок: гуашь или акрил хорошо кроет , а акварель прозрачная .
На окрашенную акварелью влажную поверхность можно сыпать крупной солью или капать водой , создавая интересные разводы краски. Если сыпать солью на смесь цветов, то разводы выйдут интереснее.
Также хорошо играть можно, брызгая краской с зубной щетки. Для серьезного эффекта можно развести краску в пульверизаторе. Положите на бумагу листок с дерева и опрыскайте из брызгалки. На листке останется красивый белый силуэт.
Или нарисуйте на листе восковыми мелками, а затем покройте сверху цветом. Рисунок мелками так и останется не закрашенным.
Ну и еще одна «сказочная техника». Покройте лист разными цветами, подождите, пока высохнет . Далее всю поверхность «закрасьте» свечой и сверху покройте тушью. Когда тушь высохнет, на листке можно будет выскребать рисунок. Яркие линии на темном фоне выглядят довольно эффектно.
В любом случае ребенка 2-3 лет нельзя критиковать. Хвалите все попытки кисти! А вообще лучше творить вместе! Поэтому рисуйте всей семьей. Не стоит комплексовать «я не умею рисовать». Для ребенка его мама всегда лучший художник.
Комментарии