Первые друзья ребенка
Первые друзья ребенка
Поделиться
«Мы дружим с горшка!» — этот аргумент является лучшим подтверждением крепкой, многолетней дружбы. Действительно? дружба, заложенная в раннем возрасте, имеет большую ценность. Как формируются теплые взаимоотношения между детьми и как научить ребенка дружить?
Первые друзья ребенка
С чего начинается дружба
Наиболее популярный способ завязать дружеские связи с другими детьми – это игры. Именно в процессе игры малыши учатся взаимодействовать друг с другом, зеркально отражая действия своих сверстников, подражая им. Ближе к трем-четырем годам у ребенка развивается способность к эмпатии – параллельному переживанию эмоций, возникающих у другого человека в диалоге с ним. Например, если другой ребенок расстроен и плачет, его маленький друг может искренне ему сопереживать. Кстати, способность к эмпатии формируется у детей в процессе общения с родителями. Стабильная самооценка и положительный «климат» внутри семьи – предпосылки к успешной социализации в детском саду. А дружеские связи в садике, в свою очередь, – начальная форма «взрослой» дружбы.
Общение на «равных» и гендерный принцип дружбы
Взаимодействуя друг с другом без вмешательства взрослых, дети учатся приходить к мирному соглашению после ссор, искать компромиссы. Если родитель или взрослый для ребенка – авторитет, и общение с ним изначально строится по принципу возрастной иерархии, то со сверстником можно общаться «на равных». Это означает, что ребенок может подвергать сомнениям слова своего друга, спорить с ним, отстаивать свою точку зрения и т.д. Это весьма ценный опыт, основа для формирования так называемого коммуникативного интеллекта (мастерства общения). Кроме того, дети более четко ощущают свою гендерную принадлежность, взаимодействуя с друзьями своего пола.
Есть существенные различия между формами взаимодействия мальчиков и девочек. Девочки, играя друг с другом, например в куклы, склонны комментировать свои действия, озвучивать новые идеи, их общению свойственна некая камерность. Мальчики же любят собираться в команды, больше действовать, нежели говорить (например, играть в футбол или гонять на велосипеде). Такие типично гендерные игры полезны для развития малыша, его самоидентификации.
«Ты мне – я тебе»
К четырем-пяти годам дети понимают, что дружба – это в некотором смысле взаимообмен, причем не только эмоциональный, но и предметный. Зачастую малыши производят бартерный обмен игрушками. Одалживая на время любимого зайку или конструктор, они тем самым проявляют доверие к другу. Но порой под видом дружбы скрывается желание другого ребенка манипулировать более уступчивым сверстником: «Если ты не отдашь мне свой игрушечный грузовик, я не буду с тобой дружить!» В этом случае важно объяснить малышу, что дружбу не купишь за игрушки, иначе он превратится в объект манипуляций. Стоит иметь в виду, что дружеские отношения – зеркало личности ребенка, вероятно, с возрастом он продолжит играть ту социальную роль, которую он усвоил в раннем детстве. Поэтому очень важно с самого начала объяснить ему разницу между бескорыстной дружбой и отношениями, построенными на чьей-то выгоде.
Как научить ребенка дружить
Всякая дружба начинается со знакомства. Дети-экстраверты умеют легко знакомиться на детской площадке или в садике, но что если ваш малыш от природы застенчив? Попробуйте инсценировать знакомство с другими детьми, задействовав игрушки. Пусть медвежонок (его озвучивает малыш) играет в песочнице, а кукла (ее роль играете вы), желает с ним познакомиться. Продемонстрируйте ребенку возможные варианты знакомства, а затем поменяйтесь ролями.
Если у ребенка не получается завести друзей самостоятельно, вы можете также помочь ему, пригласив несколько человек из детсадовской группы в гости. Это оптимальное решение для родителей, которые хотят, чтобы их малыш сумел проявить свои лучшие качества в общении с другими детьми. Ведь в неформальной обстановке, на «своей» территории ребенок будет чувствовать себя более комфортно и сможет завести новых друзей.
Комментарии