Переходной возраст
Моей дочери сейчас 11 лет, и несмотря на то, что я прочитала целую гору книг по возрастной психологии, и социологии, я не была готова к подобным изменениям в моей жизни. Вдруг на меня вылились водопады слез, истерических криков и горы забытого уже нытье по любому поводу. Я и при здоровых детях переживаю возможным болезнями или последствиями, а тут ее то в холод, то в жар бросает, то ноги болят, то голова … И главное, дочь начало колебать от полного самоуверенного эгоизма к ощущению, что она ничего не стоит и никогда ничего не достигнет. Я устала ее лечить, убеждать, что я ее люблю, и она очень талантливая (потому что так и есть на самом деле) …
Вдруг вспомнила о переходном возрасте. У большинства из нас это вызывает малоприятные воспоминания. Недаром его еще называют кризисом подросткового периода, кризисом самоопределения. Итак, я решила еще раз заглянуть в книги и вспомнить, что же ученые называют кризисом переходного возраста.
Откуда ноги растут?
Так называемый подростковый кризис приходится на период пубертата — периода физиологических изменений в организме, полового созревания. Этот период является сложным, поскольку в психо — социальных проблем личности добавляются еще и биологические факторы. Тело существенно и быстро меняется, происходят сильные гормональные всплески которые внезапно меняют поведение — все это влияет на самовосприятие, восприятие себя как тела, восприятие себя не только как тела. У девушек (Европа и Северная Америка) пубертат обычно начинается в рамках 10-13 лет; у ребят на 2 года позже. Врачи отмечают что в связи с быстрым ростом и развитием организма у подростков могут наблюдаться сложности с функционированием сердца, легких, кровоснабжением головного мозга и т.д..
Как по мне, среди других своим подходом к подростковому кризису отличается Эрик Эриксон. Он выделяет две фазы кризиса: негативную и позитивную. Отрицательная на самом деле не означает «плохая» или «неадекватная». Это всего лишь «разрушение детских отношений с родителями, выход из состояния подчиненного и стремление к состоянию равенства». Если родители постепенно предоставляют подростку больше возможностей и ответственности, показывают, что верят в его умение самостоятельно справляться с вызовами жизни, то эта фаза проходит без особых конфликтов. Если же подростку приходится жестоко бороться за право выйти на дорожку самостоятельности, то конфликтов не избежать. Иногда, когда жизнь подростка слишком регламентировано, такой борьбы может и не состояться. Будущий взрослый в таком случае бы смиряется с тем, что он не способен сам решать свои проблемы, искать новые пути и достигать новых высот. Конечно, когда такой человек выходит во взрослый мир, он может изменить свое отношение к себе и миру уже без влияния родителей. Однако это сделать гораздо труднее.
После того как «мир старый» разрушены дотла, время строить новый. И, по Эриксону, наступает так называемая положительная фаза — фаза поиска, формирование определенной облака интересов, которые и определяют дальнейшее направление развития уже взрослой личности. Здесь уже выстраиваются и новые отношения с родителями, в которых уже нет ни стремление доминировать над ними, часто бывает на этапе негативной фазы, ни стремления подчиниться, чтобы снять с себя ответственность. Обновленные подростки стремятся к равноправию со взрослыми, к самоуважению и самоутверждения в создании, а не разрушении. И можно сказать, что это приятная фаза для общения с собственными детьми. И я так хочу дожить до нее без потерь — особенно нервных клеток 🙂
Как диагностировать?
Основными признаками того, что кризис переходного возраста постучала в вашу дверь, являются:
Негативизм — это отбрасывание ранее принятого только потому, что он уже был когда-то приемлемым. Это протест против постоянства. Иногда даже то, что раньше вызывало искренний интерес и восхищение, может становиться жертвой негативизма. Этот негативизм очень схож с негативизмом кризиса трех лет, где отвержение есть ради отвержения; ради того, чтобы почувствовать себя способным отказываться от чего-то. Ваш ребенок может, например, отказаться от любимых когда-то блюд, проверенных друзей и даже от хобби, которые захватывали еще год назад.
Склонность к анализу — самоанализа, анализа окружения. Это способ самопознания и соотношение себя с окружающим миром. Часто такой анализ бывает безжалостным и жестоким. Обычно способствует концентрации на собственном лице и мучительном восприятии любой критики или советов. Это может вызвать угрюмое настроение, постоянное раздражение и даже безудержные слезы суеты.
Интеллектуализация как средство психологической защиты — именно в этом возрасте, по мнению нейропсихологов, человек наконец становится физические способной воспринимать абстрактную информацию и работать с ней. То есть на начало подросткового периода приходится активное изучение того, как пользоваться новым полученным инструментом. Поэтому это средство используется, где надо и где не надо. Однако очень часто такая интеллектуализация выступает лишь прибежищем подростка, возможностью переключения от самопознания на что-то более интересное — как-то обретения справедливости или парапсихологии. В это время ваш сын или дочь скорее всего заведут тайный дневник, которому будут доверять сокровенные мысли и анализировать себя и друзей.
Опробование различных социальных ролей. По мнению Эриксона, весь период подросткового кризиса — это и есть колебания между положительным полюсом самоидентификации и отрицательным полюсом путаницы ролей. Здесь подростку нужно объединить все, что он знает о себе, о своих ролях — сына, брата, школьника, разносчика пиццы и т.д., в одно целое и научиться вовремя играть необходимые роли, а иногда и несколько одновременно. И если раньше в подборе правильной роли помогали родители, то теперь еще незрелая личность должна научиться делать это самостоятельно.
Если подростку это удается, то у него формируется цельный образ себя и того, в каком направлении двигаться. Легче всего это удается тем, чьи родители заблаговременно помогли развить доверие к себе, самостоятельность, умение не теряться в непредвиденных ситуациях. Если же у ребенка было тяжелое детство, рядом не было того, кто бы научил справляться с вопросом самоидентификации, то подросток начинает путаться в ролях, возникает непонимание того, к какому среды он принадлежит и каких правил следует придерживаться в этой среде и т.п… Как раз эта особенность подросткового периода заставляет многих искать в себя среди различных малопонятных для взрослых групп — хиппи, панков, эмо и т.д… Так подростки примеряют на себя образ противоположный тому, который пытается им навязать окружения. Однако такое примерки необходимо для формирования собственного я. И лучше найти его хоть и таким путем в подростковую периоде, чем не найти его никогда.
Среди других характерных особенностей этого периода также стоит упомянуть:
проблемы восприятия своего физического облика — оценка своей внешней зрелости может существенно влиять на социальную и личностную адаптацию;
коренные изменения в отношениях с родителями и сверстниками — как бы дети не протестовали, они еще не готовы к полному равенству с родителями ни по физическим показателям, ни по социальным. То есть они готовы принимать родителей как терпеливых и принимающих проводников для себя в мир взрослости. Интересно, что часто влияние сверстников на подростка преувеличивают. На самом деле он распространяется на внешние вопросы — мода, одежда, музыка, развлечения. Однако влияние родителей раз больше преобладает в сферах внутреннего контроля — понимании моральных и социальных проблем, понимание мира взрослых.
Что с этим делать ?
Из всего вышесказанного можно сделать простой вывод: большинство проблем подростка решается из-за повышения его самооценки. Для этого особого коктейля необходимы следующие ингредиенты:
терпеливость со стороны родителей к неуклюжим попыткам подростка встать на ноги и выбрать свой путь;
любовь и возможность родителей принимать подростка таким, какой он есть;
умение оказывать ему пространство для маневрирования, собственной ответственности за ошибки и отказа от отношений «победитель — побежденный».
И если родителям это удается, то вознаграждение не заставит себя ждать — ведь так приятно наблюдать, что твой ребенок вырос и стал отдельной частью человечества, но при этом остался твоим ребенком …
Комментарии