Пандемия дала возможность родителям лучше узнать своих детей
О том, какие риски и положительные возможности несет дистанционное обучение, о роли родителей, педагогов и гаджетов в формировании личности у детей и подростков, о способах борьбы со стрессом во время пандемии COVID-19 в интервью RT рассказал один из организаторов XV Всероссийского фестиваля Nauka 0+, президент Российской академии образования и декан факультета психологии МГУ профессор Юрий Зинченко.
Юрий Петрович, на проходящем Всероссийском фестивале Nauka 0+ Вы выступили организатором «боев» молодых психологов в формате Science Slam. Что это за формат, чем отличается от заседаний научных секций или круглых столов? Какая связь между этим мероприятием и стендап-шоу? Какие проблемы волнуют молодых психологов сейчас?
Science Slam — это международный формат, появившийся как ответ молодых ученых на серьезные академические конференции, зачастую понятные только узкому кругу специалистов, разговаривающих на своем «птичьем» языке. Science Slam — это возможность донести в непринужденной атмосфере результаты своих исследований, объяснив самой широкой аудитории, почему это важно не только ученым, но и всем. Для этого в ход идут разные приемы: шутки, метафоры, красивые картинки и примеры — в этом смысле Slam действительно напоминает стендап-шоу — но главным все равно остается качественное научное исследование и важные для общества выводы, которые делает ученый. Когда мы создавали этот формат на факультете психологии МГУ, мы понимали, что психологам особенно важно доносить до людей голос науки на простом и понятном языке: иначе как еще мы сможем защитить общество от экстрасенсов, целителей, covid-диссидентов и просто откровенных шарлатанов, пытающихся манипулировать общественным мнением? Молодые психологи, выступающие на Слэме, поднимают самые разные проблемы: от восприятия роботов до когнитивных перегрузок при чтении текстов, от актуальных проблем изучения мозга до грамотной презентации фильмов и произведений искусства, от запоминания рекламы до особенностей тренировки памяти. Ведь это дело молодых ученых — максимально зажигать исследовательский интерес в сердцах интересующихся наукой людей, в том числе наших абитуриентов, кто тоже станет зрителями Slam.
Поговорим о психологическом состоянии современных детей и подростков в условиях пандемии. Даже взрослые люди перед лицом коронавирусной угрозы и под воздействием сопутствующего информационного поля сильно подвержены депрессивным и тревожным ощущениям. Дети все переживают еще острее. Как можно им помочь адаптироваться к новым вызовам, если и сами взрослые чувствуют себя не в «своей тарелке»?
Да, действительно, дети и подростки могут воспринимать все гораздо эмоциональнее, чем взрослые ввиду того, что психика и эмоциональная саморегуляция находятся еще в стадии формирования. Однако, мы с вами живем в такое время, когда подрастающее поколение является более уверенными пользователями цифрового пространства, чем взрослые, они больше приспособлены к восприятию виртуальной реальности, управлению ей и эффективным использованием. Поэтому задача взрослых не позволить гаджетам вытеснить полностью реальное воспитание и социализацию, живое общение и возможность поделиться эмоциями и переживания в кругу семьи. Речь идет о критичности восприятия информационного потока, который может идти из различных источников, в том числе не самых достоверных и добросовестных. Если мы вместе с ребенком определим круг источников, которым можно доверять, научимся рационализировать поступающую информацию, то это позволит ребенку научиться анализировать информацию и контролировать возникающие эмоции.
Многие родители еще до коронавируса и перехода на дистанционное обучение переживали, что дети проводят много времени «в гаджетах». Сейчас формат взаимодействия онлайн стал для многих молодых (да и не только молодых) людей стал жизненно необходимым, зачастую единственно возможным. Каковы негативные последствия дистанционного общения и образования? Как их преодолеть?
Трансформация традиционных форм социализации и развития в связи с активным внедрением гаджетов в жизнь детей уже начиная с раннего возраста, несомненно, может приводить к рискам и негативным последствиям для психики, для детско-родительских отношений и для успешности обучения, в частности. Здесь речь идет не только о когнитивных функциях, но и об эмоциональном развитии. Ни один гаджет не научит ребенка правильно распознавать свои и чужие эмоции, управлять ими и контролировать. А это важнейшие составляющие эмоционального интеллекта, которые позволяют человеку успешно адаптироваться в обществе. Поэтому важно помнить, что гаджет не должен становиться единственной формой и источником эмоционального развития, даже если предлагает ребенку яркие картинки, развивающие игры, возможность онлайн обучения. Как только гаджет вытесняет взрослого из взаимодействия с миром, ребенок становится заложником тех норм и правил поведения, которые заданы в конкретной игре или видео. И мы как взрослые перестаем контролировать опыт и переживания, которые он испытывает, а значит уже не сможем скорректировать при необходимости работу его психики и отношение к тому или иному явлению.
Насколько вообще опасна цифровизация жизни школьников в это время? Можно ли надеяться на то, что запустится обратный процесс и дети начнут больше, чем до коронавирусной эпидемии, ценить общение в офлайне?
Я думаю, что дети и не переставали его ценить, просто, когда пандемия ограничила возможности живого общения, это многими детьми и подростками, да и взрослыми ощутилось особенно остро. И это важный для нас урок пандемии. Мы действительно убедились, что живое общение для нас важно, потому что только оно дает нам возможность поделиться живыми эмоциями не через смайлики и мемы, а используя привычные формы общения. Ведь иногда для того, чтобы оказать поддержку близкому человеку достаточно просто взять его за руку и это заменит тысячи слов, написанных в мессенджерах. Согласно культурно-историческому подходу великого отечественного психолога Льва Семеновича Выготского, который являлся профессором Московского университета, в подростковом возрасте межличностное общение является ведущей деятельностью. Через общение со сверстниками они узнают себя, другого человека, у них формируется самооценка, самосознание и ценностная структура личности. В случае полного отказа от реального общения мы можем столкнуться с диффузией идентичности детей и подростков, когда у них не будет формироваться единый образ того «какая для себя» и «какой я в глазах других?». Социальные сети дают возможность создания нескольких профилей, например. В одном случае подросток может играть роль любителя искусства, а с помощью другого профиля пробовать себя в роли отрицательного героя компьютерной игрушки, например. И тогда в реальной жизни это чревато тем, что он сам не сможет понять, что ему на самом деле ближе. Это может породить внутренний конфликт и привести к возникновению негативных психологических состояний и психических расстройств. Поэтому важно стараться создавать условия для живого общения между детьми и родителями, близкими людьми, чтобы реальная жизнь была не менее интересной, чем виртуальной и при этом помогала подростку в саморазвитии, самореализации и самопрезентации.
В образовательном процессе всегда высоко ценилась роль преподавателя, выстраивались особые отношения между ним и учащимися, а в каждом учебном заведении формировался особый микроклимат, своя атмосфера. В формате онлайн исчезают традиционные «камчатка», «лидеры», «любимчики». Насколько это хорошо или плохо? Вернется ли такой микроклимат после пандемии, как изменится роль преподавателя в образовании? Разрушается ли традиционная роль коллектива?
Действительно роль преподавателя постепенно переживает трансформацию в связи с цифровизацией образования. Цифровые технологии предоставляют множество различных источников и экспертных знаний/позиций из-за чего учителя действительно опасаются угрозы их авторитету. Чтобы сохранить свою позицию и хорошие отношения с учениками сегодня учителю нужно использовать современные задачи и способы их решения в работе с учениками. И это только обогатит образовательную среду и покажет ученикам, что учитель современен и говорит с ними на одном языке.
Что касается исчезновения «камчатки», «лидеров» и «любимчиков» — это можно рассматривать как полезные изменения. Потому что, во-первых, ученики становятся гибче и приобретают новый опыт. Ведь им заново нужно выстраивать отношения и находить свое место в коллективе, используя новые средства и решая новые социальные задачи. Во-вторых, в онлайн среде дети, страдавшие от буллинга в оффлайне, могут с бОльшим комфортом находиться на занятиях. А учитель оказывается в большей степени эффективен в противодействии буллингу – поскольку в онлайн среде он может отслеживать и прерывать негативные примеры взаимодействия, в отличие от ситуации в реальном классе.Ведушими специалистами факультета психологии МГУ были разработаны рекомендации для учителей и педагогов, которые направлены на овладение способами повышения мотивации и вовлеченности обучающихся в дистантное обучение.
Ограничительные меры и дистанционное образование способствуют сокращению не только «живого» общения, но и малоподвижному образу жизни, гиподинамии. Школьники лишились активных игр, той же самой физкультуры. И далеко не все настолько организованы и мотивированы, чтобы заниматься дома. Какие здесь могут быть решения, как детям поддерживать не только силу духа, но и физическую форму?
Чрезмерное использование гаджетов действительно приводит к ухудшению показателей физического здоровья детей и подростков. В первую очередь это связано с неравномерной нагрузкой на различные группы мышц, например, шея и спина при неправильном использовании гаджетов могут испытывать нагрузку, которую сам ребенок может не ощущать достаточно долго. Любой вид пассивной деятельности требует регулярного чередования с активными физическими упражнениями, которые можно выполнять и в домашних условиях. При чем главная задача – наполнить кислородом организм и разогнать кровь. Для этого достаточно делать 15–20 минутные перерывы для того, чтобы подышать, попрыгать, дать глазам отдохнуть. Для того, чтобы у ребенка была мотивация это делать регулярно, можно использовать музыку из любимых мультфильмов или фильмов, или встраивать ребенка в сюжетно-ролевую игру с теми героями, которые для него являются кумирами. Конечно, без участия родителей ребенку сложно самоорганизоваться и следить за временем во время использования гаджетов, поэтому роль взрослого в формирования физического и психического здоровья детей неоценима, начиная именно с мотивационной составляющей. Получается, что если сами взрослые не будут инициировать собственную физическую активность и активность ребенка, то вероятность того, что здоровый образ жизни станет значимым в системе ценностей подрастающего поколения, приближается к нулю.
Много говорится о негативных последствиях дистанционного обучения, удаленных коммуникаций и сидения дома. А какой мы получаем положительный опыт? Как он поможет нам в будущем, когда все это закончится? Или же, наоборот, разгорится с новой силой?
С помощью дистанционного обучения мы можем слушать самых лучших лекторов. Так, например в МГУ мы благодаря ситуации с пандемией серьезно увеличили банк видеоматериалов. Лекции лучших преподавателей теперь доступны студентам и пользуются большим спросом. Волонтеры факультета психологии МГУ разработали и провели бесплатные вебинары для школьников по всей стране на тему профилактики учебного стресса, психологической готовности к ЕГЭ, способам эмоциональной саморегуляции и другим наиболее важным и острым вопросам.
Другим удивительным побочным положительным эффектом является то, что при онлайн обучении у учеников развивается сдерживающий контроль и вообще саморегуляция. Преодоление клипового мышления, которое сейчас так развито у молодежи. Онлайн лекции позволяют развивать концентрацию и произвольное внимание. Мы в целом стали более критичны к тому, что потребляем и как анализируем поступающую информацию. Это важная компетенция для настоящего и будушего, потому что это приближает нас к действительно цифровому обществу, которое способно не только пользоваться техническими инновациями, но и создавать, регулировать и совершенствовать цифровое пространство под наши нужды и потребности.
У каждого поколения есть некий образ, психологический портрет. Каким формируется молодой человек ближайшего будущего? Какие черты, особенности характера и способности отходят на задний план, а какие новые, ранее неизвестные, начинают формироваться? Есть различные определения для поколения, например, миллениалов, есть даже буквенные обозначения — поколение X, Y или Z. Насколько вообще корректно давать оценки разным поколениям и пытаться их «разложить по полочкам»?
Поколение для современной психологии — это уже не просто общность родившихся в определенный год людей. Современные социальные психологи давно поняли, что каждое поколение несет в себе уникальный исторический и культурологический опыт, который не повторится у другой поколенческой когорты. Именно это заставило исследователей давать поколениям имена. Например, «миллениалы», «Беби-бумеры». Или поколения Х, Y, Z. К этим названиям предъявляют много претензий, и так называемая теория поколений далеко не безупречна, тем не менее от названия конкретного поколения не меняется главное: поколенческие группы различаются своими ценностями, привычками, социальными установками, и «виной» тому — их культурный, исторический и социально-психологический бекграунд. Многим исследователям интересно современное молодое поколение Z (самым старшим из них сейчас 18–20 лет). Это логично: именно это поколение сейчас учится в университетах, а значит, скоро займет свои рабочие места, начнет голосовать на выборах, войдет в активную потребительскую фазу. В качестве ключевых черт поколения, конечно, вспоминают их погруженность в мир Интернета: неслучайно их метафорично называют «цифровыми аборигенами». Эта диджитализация меняет способ познания, формирует так называемое клиповое мышление, но одновременно и стимулирует многоадачность, способствует развитию разных форм интернет-аддикции, но в то же время и меняет оффлайн-общение. Часто поколение Z называют более свободным: ведь оно росло в новой современной России, где свобода выбора стала одной из значимых ценностей. В то же время это поколение более осознанно подходит к жизненным целям, оно не торопится использовать классические критерии взросления более старших поколений: они позже выходят замуж, позже рожают детей, больше меняют мест работы, их карьера более динамична. Нам еще предстоит до конца глубже познать это поколение, но уже сейчас понятно, насколько интересным и ярким может быть взаимодействие с ними. Нам есть, чему у них поучиться.
Учитываете ли Вы опыт зарубежных коллег по изучению проблем детей и подростков во время пандемии? Какие из этих проблем общие и могут решаться сообща, а какие присущи только нашему или, наоборот, западному менталитету?
В период пандемии факультет психологии МГУ организовал и запустил совместные исследования с Европейской федерацией психологических ассоциаций и Международным союзом психологической науки при ЮНЕСКО. Нам было важно выработать именно общемировые меры по минимизации негативных последствий пандемии. Рекомендации, которые были разработаны ведущими специалистами Российского психологического общества и факультета психологии МГУ, были переведены на английский язык и использованы в других странах в качестве ключевых направлений оказания психологической помощи различным социальным группам населения. Пандемия и ее последствия — новая для всего мира реальность. Поэтому большинство проблем оказались схожими. Вопрос в том, что социокультурные и региональные особенности России невозможно сравнить ни с одной страной мира. Наша страна – 1/6 часть суши, нам не у кого подсмотреть. Мы понимаем, что даже на уровне различных регионов может присутствовать этнокультурная и индивидуально-психологическая специфика, которую необходимо учитывать при организации психологической помощи. Именно поэтому мы в самом начале пандемии запустили всероссийский исследовательский проект #Исследуемдома, в котором приняли участие ведущие вузы страны. Это позволило нам собрать научные данные о психологическом состоянии обучающихся, студентов, учителей, педагогов и др. в разных регионах России и выстроить наиболее эффективную систему оказания психологической помощи с учетом социокультурных и этнокультурных особенностей субъектов РФ.
Можете дать совет, как детям и подросткам сохранить психическое равновесие в эти непростые времена? И что для этого должны делать родители?
Самый лучший способ поддержания позитивного эмоционального фона и психологического благополучия – это получение психологической поддержки от значимых и близких людей. А вот эффективность этой поддержки зависит от того, насколько доверительные и эмоционально близкие отношения выстроены между родителем и ребенком. Здесь многое зависит от готовности самих родителей быть чувствительными к тем изменениям, которые происходят с детьми в разные возрастные периоды, в кризисы развития и в трудных жизненных ситуациях. Пандемия дала возможность родителям лучше узнать своих детей, их потребности, особенности, индивидуальные способности. И это несомненный плюс и шаг навстречу друг к другу. Если мы все будем ощущать поддержку и понимание, то это поможет нам вовремя поделиться переживаниями, снизить уровень тревожности и опасений. Доверие и включенность в процесс развития и социализации детей и подростков являются залогом того, что ребенок будет чувствовать себя в безопасности и ощущать безусловное принятие в семье. Именно это помогает нам сохранять оптимальный уровень тревоги для реагирования на неожиданные и неконтролируемые ситуации, потому что базово мы продолжаем ощущать стабильность внутри нашей семьи и круга близких людей.
Комментарии