Особый ребенок? Нет, пограничный. Как поставить диагноз
Часто в таких детях есть что-то слишком: слишком активный, слишком чувствительный, слишком мнительный и тревожный, слишком возбудимый, слишком отстраненный и т.п. И это излишество мешает ребёнку гармонично взаимодействовать с миром.
Таких детей можно назвать пограничными, то есть они развиваются по грани между нормой и патологией. В какие-то моменты при благоприятных условиях их поведение кажется абсолютно нормальным и адекватным, а при других, более сложных обстоятельствах они выглядят довольно странными.Пограничных детей сейчас очень и очень много. Это связано со многими факторами, но основной, на мой взгляд, — медикаментозное ведение беременности и родов.
При том, что таких детей становится все больше и больше, именно эта категория остается без внимания врачей. Дело в том, что такие дети недостаточно больны, чтобы считаться особыми и, соответственно, получать определенное лечение. А «незначительные» отклонения от нормы, по словам врачей, можно списать на наследственность, индивидуальные особенности ребёнка или психологические проблемы в семье. В школе же или садике ситуация обратная — учителя жалуются, что не могут справиться с ребёнком, и настаивают на том, чтобы показать его специалисту. Вот только какому?
Родители таких детей оказываются в очень сложном положении. Постоянное скрытое от всех качание на весах — нормальный мой ребёнок или нет — это тот фактор, из-за которого в душе нарастают тревожность, страх, разочарование, боль, непринятие. И не с кем поделиться этим. И непонятно, к кому обратиться за помощью. А зачастую даже сформулировать, что именно настораживает их в ребёнке, очень сложно.
Какими бывают пограничные дети?
Пограничные дети действительно очень разные. Назову наиболее распространенные варианты «пограничности».
Дети с аутичными чертами. Они вроде бы и общаются, и в глаза смотрят, но при этом все равно как бы в себе, сосредоточены на себе и своих мыслях. Испытывают трудности при общении со сверстниками, не вписываются в компании. Часто излишне тревожны, многого боятся.
Высокочувствительные дети. Сейчас так модно называть детей, которые обладают повышенной сенсорной или эмоциональной (или и той, и другой) чувствительностью. Они не выносят громких и резких звуков, ярлычков на одежде, изменений температуры, крика и слёз. Трудно адаптируются. Да, иногда бывает истинная, врожденная высокая чувствительность ребёнка. Но это редко. Чаще — это следствие какого-то непорядка в организме.
Дети, любящие поистерить. Когда истерики частые, бурные, часто на пустом месте, иногда ночные. И при этом все средства психологии и психотерапии перепробованы, а ситуация не меняется.
Все эти проявления в ребёнке могут быть абсолютно нормальными и являться следствием его физиологических и психологических особенностей. И тогда с этим ничего не надо делать — просто жить и принимать человека таким, какой он есть. Ну и с психологией разбираться конечно.
Но иногда за этим стоят весьма конкретные причины — это могут быть родовые травмы, нарушения обменных процессов, интоксикация, нарушение кровоснабжения и другое. Главное — если правильно определить причину пограничного состояние ребёнка, с ней можно работать! То есть, устранив причину, вывести ребёнка в устойчивую норму.
Как именно определить, что с ребёнком, какие анализы сдать, к какому доктору обратиться, какое лечение будет правильным и адекватным и нужно ли оно вообще — главная проблема и одновременно задача родителей пограничных детей. Это все затратно, нудно и муторно. Но это дает шанс помочь ребёнку.
Как могут разворачиваться события с пограничными детьми?
Ребёнок может «перерасти» свои трудности. Может. Но сейчас дети все реже и реже что-то «перерастают». Здесь важно понимать, что значит — ребёнок «перерос» какую-то свою проблему. Это значит, что он компенсировал её благодаря определённым благоприятным факторам, которые были необходимы ему именно в его ситуации.
Ну, например, ребёнок получал правильное полноценное питание (то есть восстанавливался правильный обмен на уровне клеток), занимался спортом, жил по режиму, и его окружение интуитивно вело себя так, что ребёнок смог выровняться и вписаться. Раньше с этим было существенно легче, особенно с первыми тремя пунктами. Сейчас на эти вещи родители обращают намного меньше внимания. И, соответственно, шансов что-либо «перерасти» у детей сейчас все меньше и меньше.
Бывает, что родители не обращают внимания на специфические трудности ребёнка и стараются их не замечать. Здесь надо понимать, что если в основе пограничного состояния ребёнка лежит конкретная и весомая причина, и с нею ничего не делается, то рано или поздно ребёнок-таки свалится в патологию. И тогда уже придется лечить его согласно его диагнозу. Если же конкретных и весомых причин проблемного поведения нет, то у ребёнка есть все шансы выровняться при внимательном и принимающем отношении окружающих.
Иногда родители приводят своих пограничных детей к врачу, и врач, увидев, например, аутичные черты у ребёнка, начинает прописывать ему лечение как для аутиста. А ребёнок не аутист. У него совсем другая причина поведения. И тогда такое неверное лечение способно существенно усугубить изначальное состояние ребёнка. Поэтому очень важно на стадии диагностики попасть к действительному знающему врачу, готовому разбираться с деталями и не спешить с назначением лекарственных препаратов.
Ну и позитивный вариант, когда родители правильно выбрали врача, правильно провели диагностику и правильно устранили причину проблемы. В этом случае ребёнок сможет скомпенсироваться, а значит, и адаптироваться. Причем чем младше будет ребёнок на момент лечения, тем быстрее и в большей степени он придет в норму.
На мой взгляд, родителям пограничных детей нужно очень тщательно обследовать их. И если найдутся весомые причины — очень осторожно, мягко и экологично с помощью хороших специалистов, скорректировать их.
А если ничего плохого не найдется, тогда уже с чистым сердцем разбираться со странностями и трудностями ребенка — либо самим, принимая его особенности, либо с помощью психолога.
Комментарии