Опасно ли раннее академическое обучение детей?
Существуют исследования, результаты которых наглядно подтверждают мысль о том, что раннее академическое обучение способно нанести долгосрочный вред ребенку. Об этом и пойдет речь в данной статье, как и о том, что же конкретно может произойти с детьми. Для начала необходимо разделить для себя такие понятия, как академические и интеллектуальные навыки.
В чем различие между академическими и интеллектуальными навыками и почему последние непременно должны предшествовать первым?
Академические навыки в целом являются проверенным средством организации, манипуляции или реагирования на определенные категории информации с целью достижения нужного результата. Говоря о чтении, под академическими навыками подразумевают умение называть буквы алфавита и произносить звуки, которые каждая из этих букв обозначает, читать вслух слова, включая и новые, учитывать сочетание определенных букв и звуков. Говоря о математике, под академическими навыками подразумевают умение наизусть повторить таблицу умножения, складывать, вычитать, умножать или делить числа, используя пошагово выученные методы или алгоритмы.
Академические навыки преподаются в школе посредством таких методов, как демонстрация, воспроизведение вслух, заучивание, запоминание и повторение. Такие навыки впоследствии подвергаются тестированию, в котором каждый вопрос, как правило, имеет один правильный ответ.
Интеллектуальные навыки, напротив, относятся к способности человека к рассуждению, предположению, выдвижению гипотезы, исследованию, пониманию сути и осмыслению мира в целом. Каждый ребенок по своей природе интеллектуальное существо – любознательный, ищущий смыслы человек, который постоянно стремится понять свое физическое и социальное окружение. Каждый ребенок рождается с интеллектуальными навыками и развивает их в дальнейшем при помощи своих собственных способов и путей, наблюдая, исследуя, играя и задавая взрослым различные вопросы.
Попытки напрямую научить интеллектуальным навыкам обречены на провал, потому что каждый ребенок должен развивать их своим индивидуальным способом, посредством своей личной самостоятельно инициированной деятельности. Однако взрослые способны влиять на такое развитие посредством среды, которая окружает малыша. Дети, растущие в среде, где царит атмосфера всесторонней развитости и образованности, где любят читать и разбираются в точных науках (когда читают ребенку с младенчества, и сам он видит читающих членов семьи, в доме играют в игры, связанные с числами и счетом, и пользуются различными измерительными приборами, так что малыш имеет возможность познакомиться с понятием меры) – в такой среде дети приобретают свое собственное и неповторимое понимание смысла, целей и значения чтения и чисел.
Итак, давайте перейдем к главному. Преподавание академических навыков детям, которые еще не развили необходимый мотивационный и интеллектуальный базис, является пустой тратой времени и зачастую вредоносным делом. У детей, которые еще не обрели для себя смысл чтения (причину читать) или не осознали его значение, будет мало мотивации изучать академические навыки чтения, а также их плохое понимание. Аналогичным образом, дети, которые еще не приобрели понимание чисел и того, почему и для чего они полезны, могут изучить порядок, скажем, сложения, но эта процедура будет иметь для них очень маленькое значение или не иметь вообще никакого.
Приобретение академических навыков без соответствующего интеллектуального фундамента будет однозначно неглубоким и поверхностным. Как правило, когда «муштра» останавливается, например, на период летних каникул, – навыки быстро забываются. Это так называемая «летняя горка» академических способностей, которую некоторые педагоги стремятся нивелировать, удерживая детей в школе круглый год! Нельзя забывать о том, что наш мозг устроен так, чтобы отбирать то, что мы понимаем, и отбрасывать нонсенс и всякую ерунду. Более того, когда процедуры усваиваются чисто механически, особенно если обучение идет медленно и мучительно, а то и со стыдом, вызванным, как это нередко бывает, принуждением и форсированием, такое обучение может нарушать интеллектуальное развитие, необходимое для приобретения навыков настоящего чтения или занятий настоящей математикой.
Механически обученные, измученные дети могут потерять всякое желание самостоятельно играть и исследовать литературный и числовой мир, а значит, перестать развивать важную интеллектуальную основу для реального чтения или занятий математикой. Это объясняет, почему исследователи неоднократно обнаруживают, что результаты академического обучения, начавшегося еще в детском саду, по результатам тестов в старших классах скверные или уж точно не самые лучшие. Поэтому многие организации, защищающие интересы детей, выступают решительно против текущей тенденции преподавания академических навыков пока еще маленьким детям. Первые годы (особенно!) должны проходить весело, в игре, увлеченно исследуя и развивая интеллектуальные основы, которые позже позволят детям приобретать академические навыки довольно легко.
Таким образом, идея о том, что раннее академическое обучение может оказаться вредным, поддерживается многими исследователями, как и то, что академическое обучение будет проходить легко и непринужденно, если только ребенок приобрел необходимую интеллектуальную основу и сам уже захотел осваивать академические навыки. Т. е. ребенок мотивирован на получение знаний. Мотивированный и интеллектуально подготовленный ребенок способен глубоко и надолго усваивать даже самую непростую информацию.
Комментарии