«Око за око»: учим малыша сочувствию?
Есть один прием, который часто используют родители, чтобы отучить маленького ребенка кусаться, драться или садистски тискать животных. Этот прием можно назвать «око за око»: ты меня кусаешь — я кусаю тебя в ответ, дергаешь собаку за хвост — я тебя за ухо.
Цель этого метода вполне благородная – объяснить ребенку, что другим существам (людям и животным) тоже больно, точно так же, как и тебе. И если ты их любишь и не хочешь причинять зла, то не делай так.
Слов ребенок не понимает, как ему еще объяснять? И родители прибегают к действию.
В результате такой практики подавляющее большинство детей действительно перестает кусать маму, тыкать папу, мучить домашнего питомца. Родитель доволен и с энтузиазмом делится своим опытом с другими.
На самом же деле гуманизму, зрелой эмпатии, сочувствию этот метод не учит.
Ребенок перестает делать то, что делал, просто потому, что боится физической расправы, боится, что за непослушание ему сделают больно, обидно – ударят или унизят. И никакого понимания того, что другому так же больно, как тебе, у ребенка ясельного возраста при этом не возникает. И не может возникнуть. То есть этот метод, по сути-то, ничему хорошему не может научить ни ребенка, ни взрослого.
Есть ли другой способ научить малыша сочувствию, пониманию чувств других людей? Ответ прост: в этом возрасте нет никакого способа научить эмпатии. Всему свое время.
У ребенка до 3-4 лет и нейрофизиологическое, и психическое состояние таково, что развить сочувствие и понимание он не может. Ребенок в период кризиса 3 лет только начинает понимать, что есть «я», а есть «другие». Так какое же может быть сочувствие другим до этого момента, пока осознания «других» в понятии малыша нет, как нет и полноценного понятия «я», противопоставленного этим «другим»?
Конечно, прививать моральные ценности и гуманистические идеи малышам нужно и действием, и словом – объяснять, рассказывать с самого маленького возраста. Это нужно для того, чтобы среда культуры и ценностей воспринималась им как естественная среда его обитания. Частично ребенок даже может понять некую закономерность ваших догм, принять за правило определенный образ поведения, подыгрывать во взрослой игре, не вникая подробно в ее суть. Но делать упор в воспитании именно на эти объяснения не стоит.
Тактика родителя при отучении ребенка ясельного возраста от грубых или агрессивных действий должна сосредоточиться на чисто поведенческом моменте. Действием показать ребенку, что это поведение неприемлемо. Делать упор не на мораль и понимание «почему», а на усвоение ребенком ситуационного правила «как»: сразу, как только малыш укусил или стукнул другого человека или грубо дернул кошку за хвост, удалить его от «объекта» (ссадить с колен, вынуть из песочницы, забрать у него животное). Сделать это необходимо спокойно и четко, быстро, без лишних эмоций и нравоучений, кратко и лаконично пояснив ситуацию в словах.
Комментарии