Нужно хвалить за усилия, а не за способности

Нужно хвалить за усилия, а не за способности

Долгое время споры о воспитании ребенка сводились к одному вопросу: что лучше – похвала или наказание. Однако в настоящее время исследователи пришли к выводу, что понятие «похвала» слишком широкое. Есть множество способов похвалить ребенка за его умения, за приложенные усилия, за достижения и т. д.

Почему важно найти правильный способ похвалы?

Американские исследователи выделяют несколько типов детских установок, которые зависят от того, с чем ребенок связывает свои достижения. Установка на отсутствие изменений предполагает, что достижения являются результатом способностей и талантов. Установка на развитие предполагает, что достижения – это результат приложенных усилий.

Соответственно, если вы хвалите ребенка за его качества (например, «Ты такой умный!»), это может сформировать у него установку на отсутствие изменений. И наоборот, если хвалить его за приложенные усилия (например, «Ты хорошо поработал!»), это может сформировать установку на развитие.

Похвала ребенка за его способности имеет и другой недостаток: ребенок может всеми силами доказывать, что он заслуживает похвалы, и для этого даже обманывать родителей, чтобы сохранить свой статус.

Такая склонность у детей была выявлена в результате недавних исследований. Психологи попытались дать ответ на вопрос: приводит ли похвала ребенка за его способности к тому, что он начинает обманывать родителей, или его поведение не отличается от случаев, когда родители хвалят ребенка за достижения.

В исследовании приняли участия дети трех и пяти лет. Им было предложено вытаскивать карты с цифрами от 3 до 9 и угадывать, будет эта цифра больше или меньше шести.

После того, как детям объяснили правила, им предложили сделать пробную попытку. Исследователи подыграли испытуемым, и их первая попытка была успешной. После этого одну группу детей похвалили за их способности («Ты такой умный!»), вторую – за достижение («Ты хорошо выполнил задание!»), а детей из третьей группы вообще не похвалили.

После этого детям сказали, что они сыграют в эту игру еще 6 раз, и, если хотя бы 3 попытки будут успешными, они получат приз. Во время следующих попыток дети не получали похвалы. Результаты были подстроены таким образом, что первые две попытки были успешными, а три следующие – неудачными. Таким образом, результат всей игры зависел от последней, шестой попытки.

Перед последней попыткой ведущий выходил из комнаты и просил ребенка не подглядывать в карту, которую оставлял на столе. Суть эксперимента заключалась в том, чтобы выяснить, будет ли ребенок подглядывать в это время.

И трехлетние, и пятилетние дети чаще подглядывали, если до этого их хвалили за их способности (60% из всех испытуемых). Дети, которых хвалили за достижения или не хвалили вообще, подглядывали реже (40% испытуемых из обеих групп).

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей медицины

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>