Нужны ли детям мотиваторы?
За последнее время различные мотиваторы прочно вошли в моду. Нет ни одной серьезной компании, где периодически не проводились бы тренинги, связанные с мотивацией персонала. Мотиваторы того и сего, этого и двадцать пятого — на все существуют свои мотиваторы и демотиваторы, и каждый ищет волшебную кнопку, нажатие на которую приведет к мгновенному и нужному результату. Кнопку-мотиватор.
И все чаще речь идет о мотиваторах для детей. О том, как необходимы детям мотиваторы. Что и в воспитании детей без мотиваторов — ну просто никуда.Мотивацией (лат. movere — движение) называется побуждение к действию, то есть некий процесс, который управляет поведением и задает его направление.
Так что мотиватор — это то, что вызывает определенные ощущения, переживания и так далее, которые способствуют мотивации. То есть мотиватор как раз и есть та самая кнопка, нажатие на которую вызывает мотивацию, а значит, побуждает к определенному действию. Можно даже утверждать, что если нет достаточной мотивации, то нет и действий, нет движения.
Обезьяна взяла в лапы палку не просто так, а чтобы дотянуться до банана. И двигало ею не любопытство («А достану ли я воооон тот бананчик, если как следует садану палкой по пальме?!»), но элементарное чувство голода. То есть обезьяна пыталась удовлетворить свои физиологические потребности, и чувство голода при этом являлось потребностью, желание утолить его — целью, ну, а банан послужил мотивом (мотиватором) к действию, и палка оказалась в лапах обезьяны.
Так что без мотиваторов нам действительно никуда. Ни за бананами, ни за высокой физикой. Но вот маленький нюанс: на что рекомендуется мотивировать детей? Крайне редко детей мотивируют на поедание овсянки или горохового супа. Еще реже речь идет о дневном сне и прочем в том же духе. Но зато детей активно мотивируют на успех и обучение — вот два основных пункта, которыми, как оказывается, обеспокоены большинство родителей.
Ну, успех — дело сугубо субъективное. Для кого-то успех — пройти сто метров, а для кого-то — пробежать марафон. Кому-то кажется успехом решение задачи по физике из учебника для шестого класса, а кто-то мечтает улучшить общую теорию относительности, и для него успех — переплюнуть Эйнштейна, не меньше. Так что тут каждому свое. Эйнштейны и дворники при наличии одной мотивации будут стремиться к разным целям. И тут требуется индивидуальный подход, чтобы решить, в чем именно нуждается ребенок и как этого достичь. Какого рода мотиватор на успех ему нужен, да и нужен ли вовсе.
А вот с мотивацией на обучение куда как интереснее. Дело в том, что изначально ребенок настроен на обучение. Буквально с первых секунд жизни, еще в период внутриутробного развития, ребенок начинает обучаться. Доказано, что плод реагирует на звуки, прикосновения и так далее. Неродившийся ребенок уже имеет определенные музыкальные пристрастия! Он учится, он определяет: вот это нравится, а вот это нет, это хорошо, а вот это — совсем даже наоборот.
Мозг ребенка — чистый лист, буквально предназначенный для обучения, и малыш рьяно учится всему. Именно жажда знаний толкает ребенка на множество вопросов: куда ползут червяки, почему светит солнце и прочее, что представляется взрослым сущей ерундой, но для ребенка является способом познания мира.Познание, обучение — это то, что ребенок умеет делать лучше всего. Он осваивает такие объемы информации, которые не снились студентам в период сессии. Причем ребенок делает это легко, в процессе игры, и ему нравится познавать, ему нравится учиться.
Более того, оказывается, при получении новых знаний и умений, при достижении какого-либо успеха, происходит выброс гормонов счастья! То есть ребенок испытывает удовольствие даже на физическом уровне.Так что же должно произойти, чтобы ребенок отказался от учебы? Чтобы познание мира превратилось для него в тяжкую и нудную обязанность?
Причины могут быть различными, но в большинстве случаев совершается одна ошибка: тем или иным способом ребенку объясняют, что учеба — это не увлекательная игра, а обязанность. Подобное происходит, если родители излишне нацелены на успех, а ребенок не до конца соответствует их ожиданиям.
К примеру, родители убеждены, что трехлетний малыш просто обязан читать наизусть «Евгения Онегина», а этот самый малыш предпочитает рисовать, а не декламировать стихи. Если заставлять его заучивать даже простейшие стихотворения, отнимая карандаши и краски, то это приведет лишь к резкой снижении мотивации к учебе. В то же время, правильно организуя время ребенка, предлагая ему различные задачи, постепенно усложняя их, сопровождая каждый успех ребенка искренней похвалой, можно добиться не только успехов в рисовании, но и чтения стихов наизусть.
Случается, что неудачи ребенка резко критикуются, что также не способствует желанию учиться чему-либо. Если все его старания натыкаются на постоянную критику, если его усилий все время оказывается недостаточно, то в конце концов он просто забрасывает учебу, прекращает все попытки чему-либо научиться. Это вполне естественно: зачем стараться, если все равно ничего не получается. Постоянное сравнение ребенка с другими детьми, которые лучше учатся, у которых что-то лучше получается, тоже не способствует возникновению и поддержке желания учиться чему-либо.
Необходимо помнить, что ребенок нуждается в первую очередь отнюдь не в критике, а в доброжелательной помощи, в уважении, любви и поддержке, даже если его способности не вполне соответствуют ожиданиям родителей.
В поисках действенных мотиваторов для детей, которые побуждали бы их к учебе, забывается интересный факт: ребенок сам жаждет учиться, пока ему не начинают .мешать. То есть у него имеется достаточно внутренних мотиваторов, и они перестают работать лишь «стараниями» извне, под воздействием внешней среды, немаловажным, а то и определяющим фактором которой являются родители.
Родителям, которые обеспокоены нежеланием ребенка учиться, стоит вспомнить: при благоприятных условиях развития детям вовсе не нужны внешние мотиваторы к учебе.Поэтому прежде, чем начинать мотивировать ребенка тем или иным образом к учебе (кнутом или пряником, наказаниями или конфетами), следует разобраться: а по какой причине пропали его естественные мотиваторы? Почему ребенок вдруг расхотел учиться? Причем нежелание учиться не обязательно появилось со школой, оно могло возникнуть и в куда как более раннем возрасте. И если найти эту причину, то поиск нужного мотиватора завершится тут же. Он станет очевидным.
Комментарии