Новые реалии — новые компетенции
В последние годы с проникновением цифровых технологий во все сферы жизни стремительно изменяются подходы к базовому образованию. В эпоху глобализации информационные данные, а также умение ими оперировать становятся тем эффективным ресурсом, который позволяет человеку мыслить свободно, а мировым державам удерживать технологическое лидерство. Эти новые реалии требуют от представителей социума дополнительных компетенций. И от того насколько оперативно наша школа сумеет ответить на вызовы времени и адаптироваться к изменениям, будет зависеть успех системы российского образования на мировом уровне.
Как отметил президент группы компаний «Просвещение» Михаил Кожевников, сегодня крайне важно уделять внимание формированию у подрастающего поколения универсальных навыков. В связи с этим в профессиональном сообществе активно обсуждается термин «функциональная грамотность». В отличие от элементарной грамотности (умения Читать и писать) функциональная позволяет применять полученные знания и навыки в повседневной жизни.
Сформированность навыка функциональной грамотности является критерием оценки образовательных достижений учащихся, который заложен в основу международных исследований PISA, PIRLS, TIMSS. В частности, исследование качества образования по стандартам PISA, которое проводится под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития, позволяет оценить способности школьников использовать теоретические знания, полученные на уроках, на практике в различных сферах человеческой деятельности.
По данным Рособрнадзора, в 2019 году в общероссийском исследовании по модели PISA, результаты которого планируют опубликовать в апреле этого года, участвовали почти 65 тысяч учеников из 1400 школ. Тестирование прошло в Бурятии и Якутии, Брянской, Вологодской, Ивановской, Иркутской, Липецкой, Саратовской, Томской и Ульяновской областях, Кабардино-Балкарской Республике, Ямало-Ненецком автономном округе и других.
Группа компаний «Просвещение» принимает активное участие в подготовке школ к успешному прохождению PISA. Уже сейчас в портфеле компании сборники межпредметных заданий для начальной школы, линейка пособий по ключевым предметам, а также новые практико-ориентированные серии «Функциональная грамотность. Эталонные задания» и «Функциональная грамотность. Тренажеры».
По словам главного редактора издательства «Просвещение» Надежды Колесниковой, необходимо готовить школьников к решению таких задач, они должны стать для них привычными. Кроме того, учителю также необходимо разобраться с этой спецификой.
Со своей стороны группа компаний не ограничивается выпуском современных учебных пособий. Несколько лет назад на ее базе начала работать Академия «Просвещение», которая предлагает учителям освоить передовые педагогические практики. По словам заместителя управляющего директора Академии Елены Валеевой, в прошлом году совместно с Федеральным институтом оценки качества образования Академия обучила более 10 тысяч специалистов из регионов. Среди них были организаторы и наблюдатели в аудиториях при проведении тестирования по модели PISA, а также учителя и тьюторы.
Эксперты отмечают, что мы живем в стремительно изменяющееся время, когда на первое место выходят не специализированные знания и навыки, а общие «компетенции XXI века». Сегодня особую ценность приобретают адаптивность к переменам, умение добывать новые знания и оперативно переучиваться. Недаром слоган функциональной грамотности — «Учимся для жизни». Креативное мышление в купе с информационными технологиями — самые эффективные инструменты повышения уровня учебно-воспитательного процесса. «Если раньше информационные технологии лишь поддерживали образовательный процесс, то теперь с их помощью его можно преобразовать, повысив качество», — считает президент группы компаний «Просвещение» Михаил Кожевников.
В планах Рособрнадзора в нынешнем году провести оценку учебных достижений по стандартам PISA в Санкт-Петербурге, Сахалинской, Нижегородской, Омской, Челябинской, Владимирской, Тульской, Воронежской и Волгоградской областях, Республике Коми, Чувашии, Игушетии, Тыве и Калмыкии. К 2024 году тестирование должно завершиться во всех российских регионах.
Полученные данные позволят понять нынешнее положение дел в системе общего образования России и наметить пути ее оптимизации. Чтобы к 2024 году наша страна смогла войти в ТОП-10 мировых держав по качеству образовательного процесса, как это запланировано в рамках нацпроекта «Образование». По мнению экспертов, эта цель вполне достижима.
Комментарии