Негативные стили воспитания детей
В предыдущей статье описывалось положительное отношение родителей к своим детям, классифицированное польским исследователем Марией Земской. Но помимо желаемого и предпочтительного существует также и неправильное отношение, которое в значительной мере мешает ребенку гармонично расти и развиваться.
Характеристика негативного родительского отношения
Мария Земская выделила четыре неправильных отношения родителей к детям. Первым негативным отношением является отчужденность, которая проявляется в восприятии ребенка, как обузы и порождает антипатию, неприязнь, обиды, а также разочарование. В таком случае, уход за ребенком вызывает крайне досадные эмоции и ощущается как чрезмерная растрата сил и энергии. Родитель не выражает положительных чувств, но явно проявляет отрицательные, критикует, является деспотом и тираном, применяя строгие виды наказания, запугивание или даже насилие; совершенно не видит достоинств ребенка.
Еще одним подходом является избегание, которое характеризуется эмоциональным безразличием по отношению к своему малышу. Родитель не испытывает удовольствия от общения с ребенком, заменяет его многочисленными подарками, огромной свободой и широко понимаемой либеральностью отношений. Не чувствует ответственности за ребенка, игнорирует его, проявляет пассивность, пускает на самотек и не заботится о его эмоциональной, психической и физической сферах. Часто покидает ребенка (но случается также, что живя в одном доме, «отсекает» себя от него, присутствует только телом, но не душой). Родитель устанавливает правила, но не соблюдает их; не вовлекается в дела ребенка и не интересуется его жизнью.
Третье негативное отношение — это чрезмерное оберегание, которое характеризуется недостаточностью критического подхода к ребенку, неумеренной опекой и снисхождением. Это отождествление ребенка с образцом всех добродетелей, идеалом, отсюда и желание решать вместо него его проблемы, а также всячески ограждать его от неудач. Не позволяются самостоятельность и принятие решений, ограничивается свобода, насаждается контроль и зависимость ребенка от матери (чаще всего) или отца. Присутствует чрезмерная обеспокоенность его здоровьем, снисходительность и часто попустительство, удовлетворение всех желаний ребенка, терпя его всевозможные капризы. Зачастую позволяются ситуации, в которой ребенок управляет всем домом и становится маленьким тираном.
Последнее негативное отношение, описанное Земской, — это чрезмерные требования, то есть желание «подогнать» ребенка под воображаемый образ, составленный его родителями, пренебрежение его подлинными качествами и возможностями личности. Родителями ставятся непомерные требования, ребенок не допускается к самостоятельности, его свобода ограничивается. Родитель задает жесткие правила, критикует, оценивает, возводит себя на пьедестал, создает в своем лице единственный и непогрешимый авторитет. Ребенок живет под давлением, не имея прав, а лишь обязанности, должен придерживаться принятых правил и «отказаться» от своей личности.
Влияние негативного родительского отношения на детей
Чрезвычайно важным для всех родителей является осознание того, каким отношением они руководствуются, но не менее важным является знание о том, как такое отношение влияет на личность и поведение детей, особенно в случае негативного отношения.
Последствия положительного восприятия детей обсуждались в предыдущей статье. Стоит напомнить, что дети, которые живут в доброй домашней атмосфере, полной взаимного уважения и любви, переносят полученные навыки на отношения с другими людьми. К сожалению, намного хуже обстоит дело со зрелостью детей, которых отталкивали родители, избегали, чрезмерно оберегали или же были излишне требовательны к ним.
Отношение отчужденности (отталкивания) может повлечь за сбой агрессию, непослушание, конфликтность, ложь, воровство, задержку развития высших эмоций (любви, милосердия, сострадания), асоциальное или антисоциальное поведение, чувство запугивания, беспомощность, трудности адаптации, неврозы, иллюзию недоразвития, а также различные пищевые расстройства у детей (ожирение, анорексию, булимию).
Отношение избегания влечет за собой невозможность построения прочных эмоциональных связей, антагонистическое отношение, непостоянство, неумение объективного оценивания, склонность к хвастовству, чувство преследования, проблемы с учебой. Также можно заметить легкость в инициировании конфликтов с родителями или школой; девочки в поисках любви прибегают к мимолетным романам; к тому же, возможно возникновение так называемого социального сиротства (которое включает в себя неумение построить прочные взаимоотношения, привязанность, подавление высших чувств, асоциальное и антисоциальное поведение).
Отношение чрезмерного оберегания порождает задержку формирования эмоциональной и социальной зрелости (инфантилизм), зависимость от родителей, нехватку или отсутствие инициативности, пассивность, апатию и уступчивость или же завышенную самооценку, излишнюю уверенность в себе, высокомерие, склонность к авантюризму, эгоизму, а также тирании родителей (такое поведение характерно для избалованного ребенка). Взрослый человек, чрезмерно защищаемый в детстве, в своем прекрасном и уютном доме испытывает неуверенность, тревожность и неумение обрести свое счастье.
Чрезмерно требовательное отношение вызывает отсутствие веры в собственные силы, неуверенность, обсессии (навязчивые состояния), страхи, обидчивость, покорность, неспособность к концентрации внимания, трудности в обучении, проблемы с адаптацией, низкий уровень стремлений, эмоциональную несдержанность и восприимчивость к фрустрации.
Классификация родительского отношения, разработанная Земской, очевидно, не окончательна. Многие авторы могут указать и другие виды родительского отношения и контроля или дать им другие названия, однако терминология или классификация не является сутью отношений родителей. Важно знать о том, что существует разное отношение – как положительное (которое приветствуется), так и негативное (неблагоприятное для развития маленького ребенка), а также важно осознавать, что иногда присутствуют различия в отношении отдельных членов семьи к одному и тому же ребенку.
Главное, разобраться в том, каким отношением мы сами руководствуемся в отношении своих детей. Если это отношение из разряда положительных, то единственное, что необходимо делать — углублять все его составляющие! А если отношение негативное, то имея знания о его вреде, обязанностью родителей является сделать все возможное, чтобы изменить его!
Комментарии