На радость маме: как научить ребенка играть самостоятельно
Список дел молодой мамы может конкурировать с расписанием топ-менеджера. И там, и там день расписан по часам. Вот только «домашнему боссу» не расскажешь про законный перерыв на обед или рабочую норму. Поступило распоряжение играть – ищи время и силы. Вопрос с игрой можно решить, научив малыша самостоятельным развлечениям.
Опрос покупательниц интернет-магазина пушистого пластилина Plush показал, что у мам детей 4−7 лет появляется дополнительное свободное время благодаря развивающим играм. 70% женщин отметили, что дети самостоятельно занимаются лепкой из пластичных масс 30−50 минут, 20% указали, что спокойно оставляют детей с пушистым пластилином на час.
Игры без участия родителей развивают у ребенка самостоятельность, умение полагаться на свои силы, концентрироваться на конкретной задаче, распоряжаться временем. Совместные игры детей и родителей действуют по-другому: они укрепляют семейные связи и дарят малышам чувство защищенности. Вот почему нельзя выбрать один тип игр, и счастлива будет мама, которая сможет найти баланс. Но чтобы ребенок привык заниматься делом сам, ему нужно создать все условия.
Подготовить место
Важно, чтобы ребенку было комфортно играть самостоятельно. Для этого в первую очередь нужно организовать безопасное игровое пространство. Родители спокойны, когда в детской комнате нет острых, режущих и легко бьющихся предметов. С этими пунктами справится мебель с закругленными краями и розетки с заглушками.
Детям важно чувствовать, что у них есть зона, устроенная специально для них. Даже если у ребенка нет своей комнаты, ему можно приобрести или попросить папу смастерить игровой домик или палатку-вигвам. Как и взрослые, дети устают от общения, особенно если ходят в сад. Уединение в домашнем шалаше позволит им побыть с собой наедине и отдохнуть.
Познакомить с игрой
Ребенок играет сам, когда четко понимает правила и интересуется занятием. Поэтому в первый раз родителям следует тщательно объяснить все правила и нюансы игры. Когда малыш понял главные принципы, наступает удачное время, чтобы предложить ему сделать фигурку самому. Самостоятельность заложена в детях с рождения: в младенчестве они рассматривают игрушки, подвешенные к колыбели, катают шарики и составляют пирамидки.
Например, если знакомить малыша с пушистым пластилином Plush, то следует рассказать ему, что этот пластилин лепится не как обычный. Детали нужно вспушить перед соединением, а для установки глазок, ручек и ножек предстоит сделать углубление на фигурке. Пробную поделку можно слепить вместе, а затем запечь ее в духовом шкафу и раскрасить красками, чтобы сохранить на память.
Не оставлять совсем одного
Когда малыш играет сам, маме лучше быть рядом. Ребенку важно чувствовать, что его поддержат, направят, ответят на интересующий вопрос. Постепенно он наберется опыта в самостоятельной игре, и мама сможет отдалиться, не доставив ему и себе переживаний – сначала в другой конец комнаты, затем к себе или на кухню. Однако даже самостоятельному и увлеченному ребенку нужна мама. Малыш чувствует себя нужным и любимым, когда у него периодически спрашивают, как идут дела с рисунком или сбором конструктора.
Укреплять интерес
Родители аккуратно стимулируют увлеченность ребенка к игре, если постепенно повышают сложность игровых задач. Например, сначала малыш слепил колобка из пушистого пластилина, в следующий раз можно предложить ему сделать котика с пушистым хвостом или кудрявую овечку, а потом попробовать смешать оттенки для нового цвета. Главное – поощрять интерес малыша и хвалить за успехи. Можно поставить поделку на самое видно место, повесить рисунок на холодильник и обязательно показать папе, когда тот вернется с работы.
Оказать поддержку в нужное время
Продолжительность самостоятельной игры зависит от умения ставить цели и достигать их. Дети сильно расстраиваются, когда у них не получается собрать конструктор или пазл. Они начинают плакать, нервничать и даже швыряться ненавистными деталями. Если мама вовремя придет на помощь и поддержит сына или дочку, то скандала удастся избежать. С другой стороны, не стоит расстраиваться, если ребенок сознательно рушит только что собранный конструктор или ломает поделку из пушистого пластилина. Таким образом дети познают мир и природу вещей, а также дают выход негативным эмоциям.
Комментарии