Музыкальная школа. Почему не стоит от нее отказываться
Если в семье музыкантов дети чаще всего получают дополнительное образование, т. е. чуть ли не с пеленок учатся играть на разных инструментах, поют, изучают ноты, то в обычной семье мы часто сомневаемся, стоил ли записывать ребенка в музыкальную школу. Наличие слуха, способностей – это не гарантия того, что он станет известным музыкантом или певцом. Миллионы людей учились музыке, но, согласно исследованиям, только 19% решили связать свою жизнь с музыкой (это не только певцы и музыканты, но и преподаватели). Однако не только сами педагоги, но и ученые советуют – отдавайте. Занятия музыкой очень полезны, при условии, конечно, что ребенку нравится заниматься, вы не заставляете его посещать уроки насильно.
Музыкальное образование в XIX веке
Дворяне в России старались дать детям хорошее образование. Девочки иногда обучались в институтах благородных девиц, мальчики – в частных пансионах или военно-учебных заведениях, но было широко распространено и домашнее обучение. Семьи побогаче нанимали гувернанток, в бедных образованием занимались родители или же старшие сестры и братья.
В дворянских семьях все дети должны были обязательно заниматься музыкой, не важно, были у ребенка способности или нет, не учитывалось и наличие слуха. Поэтому «музыкальная повинность» касалась всех детей без исключения, особенно девочек. Считалось, что музыкальное образование для мальчиков не так важно, количество уроков у них могли сократить до 2 в неделю. Чаще всего они учились игре на фортепиано, а также флейте или скрипке.
Девочек же заставляли ежедневно играть на выбранном инструменте (фортепиано или арфа), т.к. это был лучший способ привлечь к себе светское внимание. Занятия продолжались не менее 3-4 часов: 1 час до обеда, после обеда разучивание заданного, и после чая девочка играла на инструменте в 4 руки с сестрой. Обращали внимание и на технику исполнение, и умение безошибочно запомнить ту или иную пьесу, для чего иногда на один пассаж могли потратить полчаса.
Что дает ребенку музыкальное образование
Сейчас обучение музыке – дело добровольное, хочет ребенок заниматься – его записывают в музыкальную школу, нет – он может выбрать другое направление. Но, даже если после завершения обучения он не станет музыкантом, переживать из-за этого не стоит, т.к. эти занятия в любом случае будут полезны:
1. Учится добиваться цели. Выпускники музыкальных школ говорят, что она научила их усидчивости, трудолюбию, терпению и самодисциплине. Согласитесь, что эти качества будут не лишними, какую бы профессию человек потом ни выбрал. Чтобы правильно сыграть музыкальное произведение, нужно учитывать множество нюансов, шаг за шагом двигаться к поставленной цели.
2. Тренируется память, ребенок работает в режиме многозадачности. Вы не сможете исполнить музыкальное произведение, если не будете помнить тысячи мелочей: как ставить пальцы, где звук усилить, где уменьшить и т.д. Идет постоянная тренировка памяти, а это полезно и для других предметов. Например, ребенок будет лучше усваивать новый материал, легче запоминать стихи. Такие тренировки необходимы мозгу, т.к. способны продлить его молодость и снизить вероятность появления болезни Альцгеймера уже в зрелые годы. Дети, когда осваивают инструмент, используют обе руки, и часто каждая из них выполняет разные действия. Кроме этого музыкант должен читать ноты, следить за ритмом и т.д. Так ребенок постепенно учится концентрироваться сразу на нескольких вещах, выполнять 2-3 задачи, что может ему помочь в дальнейшем.
3. Появляются навыки работы в команде. Многие дети играют в ансамбле и осознают, что для исполнения того или иного произведения важна не только его партия, но и партии других детей. Иногда музыканты исполняют произведения в составе дуэтов. Так они учатся быть более чуткими, чувствовать настроение, темп и ритм тех, с кем им пришлось работать. Это очень полезный навык, который поможет ему прислушиваться к мнению других людей, понимать их и слышать. У музыкальных детей развивается эмпатия, без которой сложно понять эмоции композитора, сочинившего это произведение и невозможно правильно его сыграть. К тому же это отличная возможность найти друзей, т.к. музыканты вместе выступают на концертах, готовятся к ним, переживают, а общая деятельность и чувства не могут не сближать.
4. Лучше понимает математику, развивается логическое мышление. Если у ребенка были сложности с математикой, то уже через год регулярных занятий музыкой оценки по этому предмету могут улучшиться. А все потому, что нотная грамота чем-то напоминает арифметические задачки. Основы музыки помогают развивать логическое мышление. Например, такое понятие, как «часть и целое», которое мы используем для того, чтобы изучать проценты или же дроби, хорошо знакомо детям с музыкальным образованием, т.к. без него нельзя понять ритм. Музыка и математика постоянно пересекаются, дети, которые умеют играть на музыкальных инструментах, показывают лучшие результаты в решении задач.
5. Творческие способности. Стоит ли говорить об очевидных вещах – у детей появляется любовь к музыке, развиваются творческие способности. А это очень полезно, т.к. может помочь в любой сфере деятельности. В будущем такой ребенок сможет генерировать новые идеи, добиться успеха в творческих профессиях, даже если они не связаны с музыкой.
Польза пения
Игра на музыкальном инструменте может сопровождаться пением, например, ребенок не просто играет песенку, а и напевает ее. К тому же все дети, посещающие музыкальную школу, обязаны петь в хоре. Некоторых родителей может возмущать такая дополнительная нагрузка, но нужно радоваться тому, что ребенок занимается.
Пение очень полезно. Когда мы поем, то вырабатываются гормоны счастья, т.е. серотонин и дофамин, а если петь в хоре – то и окситоцин. Это поднимает настроение, а также хорошо снимает стресс. Поэтому петь нужно всем и всегда, не только детям, но и их родителям. Это лучший способ зарядиться позитивом, а также укрепить иммунитет и улучшить метаболизм. Было доказано, что люди, занимающиеся пением, реже простужаются, не так подвержены бронхитам и пневмонии, что особенно важно сейчас, во время эпидемии. Пение улучшает снабжение органов кислородом и считается одним из лучших дыхательных упражнений. Есть даже такое понятие, как вокалотерапия, которая назначается при разных легочных заболеваниях.
Но и здесь важно петь правильно, не из горла, а из груди, используя диафрагму. Пение станет целебным, если у вас есть элементарные навыки вокала, а их и дает руководитель хора в музыкальной школе.
Как мы видим, занятия в музыкальной школе очень полезны для ребенка, и не так важно, станет ли он потом известным певцом или композитором. Но в любом случае, принимая решение, не забудьте поинтересоваться мнением самого ребенка, убедитесь, что он любит петь, слушать музыку, а иначе эти занятия превратятся для него в пытку.
Комментарии