Эмоциональный интеллект: как он поможет ребенку в учебе
«Уже не одно десятилетие специалисты говорят о том, что для гармоничной, психологически комфортной и, если для вас это важно, успешной жизни важен не столько уровень рационального, «логического» интеллекта (IQ), сколько интеллект эмоциональный. Или, как его еще называют, эмоциональная компетентность — EQ.
Развитая эмоциональная компетентность не панацея от жизненных проблем и трудностей. Однако это бесценный подарок для наших детей на их пути во взрослую жизнь. EQ играет центральную роль в общем качестве нашей жизни — в том, как мы налаживаем контакты и ощущаем связь с другими людьми, узнаем новое, достигаем целей, справляемся со стрессом и вообще ощущаем себя внутренне свободными и счастливыми».
Что такое EQ
В первую очередь это наша способность разбираться в себе, правильно распознавать свои эмоции («Что со мной сейчас происходит? Что я чувствую? Ага, я злюсь»).Во вторую — способность понимать, что их вызывает («Из-за чего я злюсь? О чем сигнализирует моя злость?»).
И третье — умение управлять собой, действуя себе на пользу («Как мне прожить свою злость безопасно для себя и окружающих, при этом не игнорируя и не загоняя ее глубоко внутрь?»). Это называется саморегуляция.
Эмоциональный интеллект отвечает за наше умение находить общий язык с себе подобными, поддерживать взаимовыгодные отношения и чувствовать себя свободно в общении. Если уровень EQ низкий, человеку трудно понимать себя. И еще труднее понимать других людей — что они чувствуют, к чему стремятся, чего хотят. Без такого умения невозможно учитывать мотивы окружающих и позитивно на них влиять.То есть человек не способен договариваться, проявлять сочувствие и гибко адаптироваться к окружающей ситуации.
Кроме того, эмоциональный интеллект — это еще и самоуважение, способность выражать свои чувства и мысли — ясно, конструктивно и, что немаловажно, в нужный момент. Ведь человек должен уметь говорить «нет», отстаивать свои ценности, не зависеть эмоционально от других.
А развитый EQ позволяет адекватно оценивать и ценить свои таланты, видеть свои ограничения и сильные стороны, на которые можно опираться, находить выход из сложных ситуаций, эффективно решать проблемы, ставить цели, а также сохранять мотивацию, чтобы закончить начатое и добиться желаемого. Ну и наконец, быть довольным собой, другими и жизнью в целом.
Зачем EQ школьнику
Чем отличается поведение детей с высоким и низким EQ? Это хорошо видно на контрасте — возьмем заостренные примеры, чтобы различия были видны отчетливее.
Вот, скажем, Вася — обычно он плохо представляет, что с ним происходит. Он раздражителен, часто злится, но не понимает почему. И в такие моменты ему настолько дискомфортно, что он нападает на других, лишь бы ему самому стало легче. Он часто ссорится со сверстниками: ни он их не понимает, ни они его. С ним тяжело общаться, ему важно быть всегда правым. Ему сложно сдержать себя, свои порывы и эмоциональные всплески. Он обвиняет других в своих ошибках, взрывается, когда что-то происходит не так, как он хочет. Болезненно реагирует на перемены. Не отличает добрые шутки от насмешек и нередко обижает одноклассников своими подколами. У него часто что-то не получается, и он быстро опускает руки, когда трудно…
А это Петя — он понимает себя гораздо лучше и выглядит уравновешенным. Он знает, почему он, например, расстроен или чем недоволен. Понимает, что именно ему интересно. Он может поддержать себя в моменты грусти или отчаяния и не выливает свою злость на других. Он часто улыбается, открыт, нацелен на сотрудничество. Чувствует окружающую обстановку и интуитивно понимает, где промолчать, где откликнуться, где отстоять себя.
Петя нравится многим одноклассникам (но, конечно, не всем). К нему тянутся, потому что он веселый, отзывчивый и не стремится кого-то задеть, с ним интересно и безопасно. Симпатия сверстников в свою очередь укрепляет его уверенность в себе — ему есть с кем разделить свои влечения, его ценят, он не один. Учится Петя средне, но, когда нужно, умеет сосредоточиться, не боится ошибиться, и учителя им довольны: он понимает их требования и признает их авторитет.
Кому из ребят в школе легче и интереснее? Конечно, Пете — благодаря налаженным контактам с детьми и учителями, благодаря тому, что у него многое получается, он чувствует, что справляется. Васе же, чтобы он смог ощутить себя более успешным — и в учебе, и среди учителей и одноклассников, нужно в том числе помочь развить эмоциональный интеллект.
Как развить EQ у ребенка: 4 способа
1. Отражайте состояние ребенка, описывайте то, что с ним происходит, не деля чувства на «хорошие» и «плохие», называйте эмоции: «я вижу, ты расстроился», «тебе грустно», «тебе обидно», «в душе радость», «мне кажется, это очень страшно». Постепенно ребенок будет учиться разбираться в том, что с ним происходит, сам. Спрашивайте у него: «Что ты сейчас чувствуешь?», «Как тебе то, что происходит?». Это будет побуждать его заглядывать в себя и налаживать внимательный контакт с собой.
2. Отзываясь на эмоциональное состояние ребенка, учите его при этом регулировать свое поведение. Эти два момента не могут быть отделены друг от друга!
«Когда кто-то берет без спроса твою вещь, обижаться, протестовать и злиться — нормально, но кидаться на другого с кулаками, причинять ему боль нельзя. Попроси вернуть тебе твою вещь словами».
3. Озвучивайте собственные чувства. Для развития эмоциональной компетентности у детей очень важно, чтобы их близкие взрослые хорошо разбирались в том, что происходит внутри них самих, умели проживать свои эмоции, управлять ими и тем самым показывать живой пример. Вы можете сказать ребенку: «Я расстроена, но ты здесь ни при чем, мне нужно немного времени, чтобы погрустить и восстановиться». Или «Сегодня был трудный день, я устал и раздражен. Сейчас поем, отдохну, и у меня вновь появятся силы».
4. Эмоции можно рисовать, их можно изображать или пытаться угадать. Можно читать вместе книги про эмоции, написанные специально для детей. Сочинять терапевтические истории. А также обсуждать, для чего нам нужно то или иное чувство, о чем оно нам говорит, почему возникло, чем помогает. Можно обсуждать литературных героев, киноперсонажей или знакомых людей — что они почувствовали в той или иной ситуации, «что бы ощутил(а) ты на их месте?», «а как бы ты поступил(а)?».
Комментарии