Методики развития детей раннего возраста
Хотя большинство родителей предпочитает воспитывать детей без использования каких-либо научных методов, есть и такие, которые хотят, чтобы их сын или дочь развивались в соответствии с какой-либо педагогической программой. Таких методик детского развития, которые можно применять с самого раннего возраста ребёнка, насчитывается в настоящее время достаточно много, но наиболее популярными можно считать только пять.
Методики развития детей до года и в дальнейшем, до самой школы, имеют как сторонников, так и противников. Родителям, решившим воспитывать детей, применяя научный подход к этому процессу, стоит предварительно ознакомиться со всеми этими программами.
Вальфдорская методика
Это педагогическое учение, созданное австрийским педагогом Р. Штайнером в начале XX века, говорит о том, что малыш должен как можно дольше (лет до семи) развиваться, находясь в собственном воображаемом мире. Основной упор в раннем возрасте должен делаться на образное мышление, а также на творческое, духовное и физическое развитие. При этом интеллект как таковой следует развивать позже, когда ребёнок будет более подготовленным к этому.
В основе данной методики развития детей раннего возраста лежит творческая деятельность: участие детей в спектаклях, обучение их изготовлению поделок, рисованию, шитью, лепке и другой творческой деятельности. А другую, пока что не слишком нужную ему информацию (чтение, письмо, математика, языки) ребёнок получает уже ближе к 10–12 годам. Примерно до этого же возраста не рекомендован допуск детей к просмотру телевизора или использованию компьютера.
Методика Монтессори
Основной идеей разработанной итальянским педагогом Марией Монтессори программы является самовоспитание и самообучение ребёнка, к которым его должны подталкивать взрослые, создавая особую среду для развития малыша. При этом дети воспринимаются как личности, имеющие большой потенциал для саморазвития практически с самого рождения. Роль взрослого состоит лишь в наблюдении и корректировании самообучения ребёнка.
При разработке своей методики развития детей раннего возраста Мария Монтессори опиралась на то, что существует определённый возраст для развития каждой из способностей человека. Так, например, до 6 лет лучше всего развивается речь, до 5,5 – органы чувств, в 2,5 года начинается развитие социальных навыков ребёнка, а период между 2 и 3 годами является идеальным для совершенствования моторики. Все учебные пособия и игры программы Монтессори способствуют самостоятельной оценке детьми своих успехов, что позволяет им обходиться без указания на ошибки от взрослых людей и, таким образом, сохранять чувство уверенности в себе.
Методика Домана
Американский врач Глен Доман считал, что лучше всего обучать ребёнка, пока ему не исполнилось три года. Причём, начинать нужно именно с физического развития, предоставляя малышу как можно больше свободы передвижения и делая с ним специальные гимнастические упражнения. При этом ребёнок будет совершенствовать и своё тело, и разум, так как улучшение первого стимулирует развитие второго.
Ещё одной основополагающей идеей метода является преобладание зрительного опыта над всеми остальными. Поэтому детям следует с самого раннего возраста показывать различные изображения, называя каждое из них вслух. Преимущество подобной программы подтверждается наличием среди детей, в своё время обучавшихся по методике Домана, нескольких лауреатов Нобелевской премии. Хотя в то же время такая система отрицательно влияет на развитие творческих способностей, поэтому лучше всего применять вместе с ней другие методики развития детей раннего возраста.
Методика Никитиных
Согласно системе, разработанной двумя русскими педагогами и супругами, имеющими семерых детей, ребёнок должен развиваться, играя. При этом желательно, чтобы малыш сам решал, когда именно ему следует учиться тому или иному навыку, а не придерживался строго расписания уроков. Такие занятия дают детям простор для развития творческих способностей и помогают им самосовершенствоваться. Кроме того, программа включает в себя элементы физического развития, такие как спортивные упражнения, закаливание и правильное питание.
По мнению самих Никитиных, их метод не является универсальным и может использоваться в сочетании с другими системами.
Методика Зайцева
Говоря про развитие детей до года, нельзя не отметить методику Зайцева. Русский педагог Н. А. Зайцев создал свой метод для того, чтобы ребёнку было легче научиться читать, писать и считать. Он считал, что традиционные способы обучения этим навыкам не слишком подходят для большинства детей. А, применяя специальные таблицы и кубики (которые называют ещё кубиками Зайцева), учиться становиться интереснее и проще. Дети, развивающиеся по этой системе, могут научиться читать едва ли не одновременно с тем, как начинают разговаривать.
Комментарии