Логопед для ребенка
В последнее время все больше детей нуждается помощи логопеда. Чем раньше родители обратят внимание на те, или иные нарушения, тем проще их будет исправить. Многие специалисты советуют приступать к этому еще в возрасте до трех лет. После же пяти некоторые дефекты речи поддаются корректировке намного хуже.
Нужен ли ребенку логопед
Определить, требуется ли ребенку логопед, родители могут по следующим критериям:
в 1 год: у ребенка есть небольшой словарный запас, он понимает простые обращенные к нему фразы;
в 2 года: малыш уже может составлять фразы из нескольких слов, знает примерно 50 слов;
в 3 года: ребенок говорит предложениями, возможно и не всегда правильными;
в 4 года: может объясниться с посторонними, начинает выговаривать шипящие звуки, знает порядка 1700 слов, использует в речи союзы;
в 5 лет: малыш уже выговаривает все звуки, знает примерно 2500 слов, части речи, осваивают звуки «р» и «л».
Если у малыша на каком-то этапе возникли проблемы, возможно, потребуется помощь логопеда. Сначала посетите специалиста в детской поликлинике и определите, действительно ли требуется постороннее вмешательство.
При незначительных нарушениях речи родителям могут порекомендовать заниматься самостоятельно. Но как показала моя практика — не всегда это возможно. Например, в процессе выполнения заданий у меня часто возникала сложность, что я не могу правильно объяснить и показать что-то. Некоторые упражнения логопед повторял не только с ребенком, но и со мной несколько раз.
Разумеется, существует ряд отклонений, когда без помощи профессионала просто не обойтись. Как правило, родители таких деток и сами знают, что это необходимо. Впрочем, врачи бывают разные, поэтому если у малыша есть проблемы и Вы обратились, например, к неврологу, не лишним будет узнать, не потребуется ли и вмешательство логопеда.
Говорю я это оттого, что сама совершила в свое время ошибку. После первого посещения невролога, сыну поставили небольшое отставание в речевом развитии и прописали препараты. О логопеде не зашло речи, и я почему-то решила, что помогут лекарства. Так мы упустили некоторое время.
Некоторые родители считают, что помощь логопеда нужна, когда малыш уже разговаривает. Это не так. Специалисту важно чтобы ребенок хотя бы понимал обращенную к нему речь. Чем раньше начнется коррекционная работа — тем лучше.
Как выбрать хорошего логопеда
Без специалиста не обойтись? Тогда необходимо найти именно хорошего логопеда. Объявлений в газетах много, но никто не дает гарантии, что любой предлагающий свои услуги в данной области, является профессионалом.
Хороший логопед может дать и бесплатное объявление в интернете, и найтись в специализированном центре. Цена занятий так же не всегда указывает на профессионализм.
Часто другие врачи, направляющие ребенка на логопедические занятия могут посоветовать одного или нескольких специалистов. Возможно, стоит спросить их совета. Порекомендовать коллегу может логопед в поликлинике, специалисты из психолого-педагогического центра.
Хорошо, когда ответственного врача Вам посоветовал кто-то из знакомых на основе собственного опыта. Но даже в этом случае, не обязательно он подойдет для работы с Вашим малышом. Для логопеда важно не только умет правильно объяснить и показать малышу, как произносить звуки, но и наладить с ребенком контакт. Поэтому хорошо, если Вы сразу найдете несколько вариантов.
На что обратить внимание при выборе логопеда
Чтобы не растеряться во время первого разговора с будущим наставником ребенка и подобрать хорошего логопеда обратите внимание на критерии, по которым можно предварительно определить, профессионал ли перед Вами.
1. Высшее образование.
Логопед, на мой взгляд, должен быть специалистом с высшим образованием, желательно чтобы оно было очным. У выпускников ВУЗов помимо основной специализации есть и дополнительная, на это так же стоит обратить внимание в случае серьезных нарушений.
Так, логопед-дефектолог подойдет малышу, которому нужно развить и интеллектуальные функции, помочь адаптироваться в группе. В случае нарушения у ребенка слуха, хорошо, если с ним будет заниматься логопед-сурдолог. Желательно уточнить с помощью справочной литературы, требуется ли в Вашем случае определенная дополнительная специализация.
2. Стаж логопеда.
Стоит обратить внимание на стаж специалиста. Конечно, можно быть весьма одаренным молодым человеком, но опыт приходит со временем. Это вовсе не означает, что начинающий логопед окажется хуже, но если ребенок плохо идет на контакт или у него серьезные проблемы, человеку с опытом будет легче найти к нему подход.
3. Время коррекционной работы.
Хороший специалист никогда не скажет Вам, сколько конкретно времени потребуется на исправление речевого дефекта, но приблизительные сроки, необходимые на коррекционную работу, он сообщит. Возможно, это произойдет не сразу после диагностики, а в течение первых нескольких занятий. Работа с каждым ребенком индивидуальна, но профессионал не станет отделываться расплывчатыми фразами: «как пойдет, посмотрим».
Родители должны услышать примерно следующее: «я позанимаюсь с ребенком 3-5 занятий и сообщу точнее, сколько времени потребуется на исправление» или после нескольких посещений: «постановка звука займет неделю-две, затем мы приступим к закреплению и следующему звуку».
Даже если у малыша серьезные нарушения речи, в течение первых нескольких занятий грамотный специалист сможет наметить промежуточные этапы и сообщить о них родителям, сказать примерное время прохождения первого из них.
4. Заключение логопеда.
При наличии ярких нарушений речи, хороший логопед никогда не поставит окончательный диагноз только на основании собственной диагностики. Ему потребуется заключение других специалистов. Перечень может разниться в зависимости от характера нарушения, но, как правило, посещение невролога и лора требуется всем.
5. Опыт работы с конкретной проблемой.
Если у ребенка конкретная проблема, например заикание, стоит заранее узнать, есть ли у логопеда опыт работы с ней. Специалист, которого порекомендовали знакомые, может прекрасно разбираться в одной области, но не подойти именно Вашему малышу. Так, в случае с заиканием, у логопеда должен быть опыт проведения логопедического массажа.
Может случиться, что логопед просто откажется заниматься с ребенком. Это не означает, что проблема нерешаема, просто человек честно признает, что опыта помощи детям с определенным отклонением у него нет. Не отчаивайтесь — это шанс найти именно «вашего» специалиста.
В процессе поиска логопеда для сына от нас отказалось двое после того, как увидели диагноз «моторная алалия». Честно говоря, я им за это благодарна больше, чем тем, кто отнял время на бесполезные занятия. Всем родителям, которые так же столкнулись с непростым диагнозом, хочу сказать — логопеда мы нашли и проблема решена, не опускайте руки.
6. Методики, которые логопед намерен применять.
Не стесняйтесь спросить специалиста, каким образом он намерен работать с ребенком, какие методики будет использовать, как будут построены занятия. Логопед должен объяснить, что он собирается делать и в какой последовательности, понятным Вам языком.
Если на родителей обрушивается просто перечень и фамилий без объяснения сути методики — скорее всего, Вас запутывают или пытаются оправдать «свою высокую цену». Конечно, в диалоге может прозвучать несколько незнакомых имен, но все непонятное логопед объяснит.
Маленькая хитрость. Разбираться во всем родители не могут, но если в процессе разговора специалист называет какие-то конкретные методики и имена — их лучше записать. В настоящее время доступно большое количество литературы как печатной, так и в интернете и Вы сможете посмотреть подробнее, если потребуется. Это пригодиться в случае консультации у другого логопеда.
Как оценить работу логопеда
К сожалению, не все специалисты одинаково добросовестно подходят к своей работе. Некоторые просто тянут время и деньги. Конечно, хорошо, если у ребенка сразу, после нескольких занятий заметен прогресс, но это случается не всегда. Тогда по каким критериям можно оценить работу логопеда?
1. Грамотный специалист понимает, что необходима совместная работа с родителями.
Такой человек никогда не станет объяснять Вам в спешке, чем занимается с ребенком, какие возникают сложности, выделит на разговор дополнительное время помимо занятий. Если логопед не против присутствия родителей на занятиях — очень хорошо. Скорее всего, ему нечего скрывать, а для Вас это возможность освоить методику работы с ребенком.
2. Вероятно, от Вас потребуется выполнение определенных заданий.
Коррекционная работа не может занимать 2 занятия в неделю по 30 минут, она должна быть постоянной. Если логопед не советует упражнений, не дает дополнительных заданий — это повод насторожиться, а не радоваться. Хорошо, если занятия, которые Вы выполняете дома, полностью соответствуют тому, что малыш делал совместно со специалистом.
Чему не стоит удивляться — так это характеру заданий. Помимо непосредственно упражнений, логопед может попросить что-то раскрасить или сложить.
3. Ребенок должен идти на контакт с логопедом.
Спрашивайте малыша, если сами не присутствовали на занятии, чем он занимался, понравилось ли ему. Возможно, первые уроки логопеда придутся малышу не по душе — к этому тоже стоит быть готовыми.
Сначала сын капризничал и отказывался идти наотрез, но уже третье посещение логопеда он ждал и шел с улыбкой. Однако если и после нескольких занятий ребенок совсем не хочет заниматься — это повод найти другого специалиста.
От того, станет юный пациент «сотрудничать» или нет, зависит все. Поэтому последнее слово в выборе логопеда за ним.
Комментарии