Кубики Зайцева
Вашему малышу только три года, но для вас он уже большой? Пора начинать учить его читать, красиво говорить, готовить руку к письму. Наверняка вы узнали о ближайших детских центрах, где есть группы раннего развития. В некоторых из них предлагают развивающие занятия по кубикам Зайцева. Николай Александрович Зайцев – педагог-новатор, автор нескольких десятков пособий по чтению, письму, иностранным языкам, математике.
Что за кубики изобрел Зайцев?
Они из бумаги, на каждой грани слоги ( склады ). Те родители, у кого дети уже пошли в школу, помнят, сколько раньше было мороки с этими кубиками. Их приходилось самим склеивать и наполнять по инструкции – крышечками от бутылок, резаной жестью от консервных банок и деревянными брусочками.
Теперь дело обстоит куда проще. Никакого клея! Кубики Зайцева можно купить в специальных магазинах или по Интернету уже полностью собранные. Да еще с волшебным домиком для игры и раскраской.
Методика Зайцева
Многое в развитии ребенка зависит от того, каким образом он научился читать, делал ли он это с удовольствием и стал ли грамотным, не вредил ли процесс обучения здоровью малыша и побуждал ли его к поиску знаний. Когда грамоте обучают неправильно, это может сказаться на отношении ребенка к русскому языку и вызвать у него нелюбовь к чтению, которая останется на всю жизнь.
Корни проблемы, возможно, кроются именно в дошкольном детстве, когда не далась первая буква, некрасиво вышла вторая, а окрик педагога оставил в душе убеждения: «Мучение это и скука!» Увы, все традиционные ( фонемные ) методики обучения дошкольников чтению грешат излишней мудреностью.
Многие ребятишки к 4-5 годам еще недостаточно созрели, чтобы неподвижно сидеть за столом 20-30 минут и внимательно слушать педагога. Детям долго растолковывают, что такое буква, гласный, согласный, мягкий, твердый звук, изучают по одной буковке. Или повторяют, что «гласные – ртораскрыватели, а согласные – ртосмыкатели”. Абракадабра какая-то!
Многим ребятам трудно бывает сидеть и слушать абстрактные объяснения, обводить бесконечные узоры в тетрадях, выкладывать звуковые схемы слов. Конечно, умение сидеть за партой пригодится в школе, но ведь ребенок сталкивается с «сидячим» обучением везде: и на рисовании, и на лепке, и когда играет в компьютерные игры, и когда собирает конструктор…
Между тем можно научиться читать по методике Зайцева, даже не присев!
Четырехлетки начинают читать по кубикам Зайцева через 3-4 занятия по 30 минут. Надо ли говорить, что неподвижность при обучении совершенно не подходит 2-3 летним детям? А ведь они запросто учатся читать – только дольше, чем более старшие ребята. Авторитарного стиля общения с детишками, которые пришли в группы учиться читать и писать по кубикам Зайцева, нет и в помине.
Непривычную картину вы увидите, зайдя в кабинет, где учат грамоте по методике Зайцева. Кстати, так учили читать еще в начале XIX века по букварю Федота Кузьмичева. Скорее всего, по нему учился и Лев Толстой, создавший потом на основе этого метода свою знаменитую «Азбуку». Не прошло и двухсот лет, как приходится снова доказывать, что именно такой способ обучения грамоте – лучший.
Дети не учатся сливать сначала буквы в слоги, а потом слоги в слова. Здесь вообще не учат буквы целенаправленно. Они выучиваются сами, благодаря множеству игр и упражнений с кубиками и таблицами, на которых написаны склады, то есть согласная буква, а затем гласная: ПУ, РЭ, МИ, ЛЯ. Писать буквы учатся одновременно или после того, как ребенок начал читать – по пособию Зайцева «Пишу красиво».
Соблюдение методики Зайцева
Выберите детский центр поближе к вашему дому, поводите туда малыша. Недопустимо искажать суть методики Зайцева, использовать в работе лишь ее фрагменты, проводить занятия только за партами. Поэтому зайдите в кабинет и посмотрите, висят ли на стене ( достаточно высоко ) две большие таблицы, а на столе под ними лежит ли куча звучащих кубиков. Есть ли в кабинете полочка немного выше роста ребенка для написания слов из кубиков?
Достаточно ли просторно помещение для свободного передвижения детей? И есть ли длинная указка для работы с таблицами? Желательно наличие доски на стене и пособий Зайцева «Пишу красиво» и «Складовые картинки». Если вы убедились, что необходимые материалы у педагога под рукой. Попросите провести пробное занятие с ребенком в вашем присутствии.
Важно понимать, что все требования, выдвигаемые Зайцевым к проведению занятий, научно обоснованы. Таблицы и полочка висят так высоко для профилактики нарушений зрения и осанки. Кубики лежат в куче, не рассортированные, для развития умения быстро переключаться, находить нужный кубик.
А это настоящая мыслительная работа для малыша! Посмотрите, как он трудится, копошится вокруг кубиков, ставит их на полочку: пишет свои первые слова. Таблицы – это настоящая сокровищница всевозможных мыслительных операций. Когда малыш пропоет по ним песенки, напишет десяток-другой слов с помощью указки ( вместе с педагогом ), это даст толчок развитию внимания, памяти, пространственной ориентировки.
Дети даже не всегда понимают, что их учат читать. «А мы сами научились!» — заявляют они изумленным родителям. А все потому, что методика по-настоящему игровая, кубики нравятся всем – и двухлеткам, и шестилеткам.
Если педагог внимательный, он будет подбирать игры и задания, подходящие именно вашему малышу. Одному безумно нравится бегать с кубиками туда-сюда, составлять слова, строить «говорящие» башенки и поезда. Другому все надо взвесить, а потом уж взять кубик, подходящий для данного слова. С такими ребятами надо заниматься по-другому.
Если решились на методику и кубики Зайцева
методика зайцева, кубики Зайцева Приобретите все необходимые пособия для обучения чтению и письму, независимо от возраста вашего ребенка. Это: комплект кубиков Зайцева и таблиц ( в коробке лежит еще и методичка с кассетой ), складовые силуэтные картинки и пособие Зайцева «Пишу красиво» ( карты лучше заламинировать ).
Внимательно прочтите методичку, написанную Н. Зайцевым. Поверьте, вы получите истинное удовольствие. Увлекитесь обучением сами. Получать удовольствие от занятий с малышом по кубикам Зайцева – залог успешного обучения!
Комментарии