Как вырастить Эйнштейна: какое раннее развитие действительно нужно ребенку?
Раннее развитие стало модным трендом. Большинство считает так: окружающий наш мир меняется очень быстро, следовательно, надо малышу дать как можно быстрее все знания, чтобы он «шагал в ногу», не отставал от остальных. Чтение и математика с пеленок, «после трех уже поздно» и прочие методики только усиливают ощущение, что мы можем опоздать. А еще дают ложную уверенность: чем раньше родители начнут все развивать, тем меньше границ возможного будет у ребенка. Где правда, а где мифы и маркетинговые истории, разбираемся на MedAboutMe. Начнем с минусов.
Минусы раннего развития: чем оно вредит
Большинство родителей в первую очередь вспомнят о финансовых затратах: модные «развивалки» недешевы, они требуют денег, времени, сил. Но этот минус не основной: в конце концов, известная семья Никитиных вырабатывала свою методику развития вдали от цивилизации, в деревне, без клубов и курсов. Так что при большом желании все можно организовать более чем бюджетно.
Первый и самый основной минус: все становится измеримо. Цель – достижение результата, и становится непросто сравнивать своего малыша и других. Если у соседей кроха в полтора года рассуждает о видах доисторических животных, а к трем сам читает детскую энциклопедию, сложно устоять перед попытками найти такой же (или еще более интересный) талант в своем отпрыске. А лучше не один. Пусть выучит несколько языков, высшую математику, а там и Нобелевская премия не за горами.
Нейропсихологи и нейробиологи, особенно прошедшие курсы педагога психолога ДОУ, отлично знают, что избыточная активность одной части мозга (как в примере с доисторическими животными) пагубно влияет на другие. И чаще всего – на процессы саморегуляции и общения . А это основные навыки, которым надо дать развиться в детстве.
И одностороннее, и многостороннее дополнительное развитие, если оно избыточно, мешает. Занятия, кружки не оставляют шанса прожить то самое счастливое детство с играми, дружбой, ощущением счастливой беспечности, которое должно подпитывать человека в течение всей жизни.
Второй минус – мало времени. Спонтанная игра – самое важное занятие в раннем детстве. «Глупые игры» в виде залезания и слезания с кресла, пряток за занавесками, попыток построить башенку из кубиков и тут же бросить ради куклы в грузовике – это все естественное развитие ребенка, и именно у него нет границ.
Еще один минус: за попытками начать обучать ребенка различным навыкам, не соответствующим возрасту, несложно «потерять» самого малыша. Его личные таланты и увлечения раскрываются не сразу. Чтобы исправить этот момент, надо наблюдать за ребенком, стараться понять, к чему он тянется, общаться с друзьями, родственниками, педагогами – благодаря свежему взгляду можно узнать немало интересного о собственном малыше и понять, в какую сторону действительно стоит направить развитие, оценить природный потенциал и перестать затормаживать интересы.
Несвоевременность – основной момент, за который критикуют методики раннего развития специалисты. У каждого возраста есть определенное «окно», зона ближайшего развития, в которой стоит только немного «подтолкнуть» активность, и все произойдет само.
Опытные родители знают: есть период, когда приучить к горшку детей становится очень легко, надо только показать пару примеров. Если приучать раньше, то количество сил и нервов окажется несоизмеримо с результатом.
Также происходит с математикой, чтением и прочими занятиями: можно потратить годы и добиться того же успеха, что и за месяц, если мозг ребенка «дозрел» до понимания значения символов и арифметических действий.
Если предлагать малышу занятия на опережение развития, легко пропустить получение нужных навыков по возрасту. И тогда ребенка, который начал учить буквы и арифметику с года, в младшей школе придется водить к нейропсихологам, чтобы восполнить пропущенные навыки освоения пространства и тела. Не стоит идти против природы.
Комментарии