Как вырастить Эйнштейна: какое раннее развитие действительно нужно ребенку?
Большинство родителей в первую очередь вспомнят о финансовых затратах: модные «развивалки» недешевы, они требуют денег, времени, сил. Но этот минус не основной: в конце концов, известная семья Никитиных вырабатывала свою методику развития вдали от цивилизации, в деревне, без клубов и курсов. Так что при большом желании все можно организовать более чем бюджетно.
Первый и самый основной минус: все становится измеримо. Цель – достижение результата, и становится непросто сравнивать своего малыша и других. Если у соседей кроха в полтора года рассуждает о видах доисторических животных, а к трем сам читает детскую энциклопедию, сложно устоять перед попытками найти такой же (или еще более интересный) талант в своем отпрыске. А лучше не один. Пусть выучит несколько языков, высшую математику, а там и Нобелевская премия не за горами.
Нейропсихологи и нейробиологи отлично знают, что избыточная активность одной части мозга (как в примере с доисторическими животными) пагубно влияет на другие. И чаще всего – на процессы саморегуляции и общения . А это основные навыки, которым надо дать развиться в детстве.
И одностороннее, и многостороннее дополнительное развитие, если оно избыточно, мешает. Занятия, кружки не оставляют шанса прожить то самое счастливое детство с играми, дружбой, ощущением счастливой беспечности, которое должно подпитывать человека в течение всей жизни.
Второй минус – мало времени. Спонтанная игра – самое важное занятие в раннем детстве. «Глупые игры» в виде залезания и слезания с кресла, пряток за занавесками, попыток построить башенку из кубиков и тут же бросить ради куклы в грузовике – это все естественное развитие ребенка, и именно у него нет границ.Еще один минус: за попытками начать обучать ребенка различным навыкам, не соответствующим возрасту, несложно «потерять» самого малыша. Его личные таланты и увлечения раскрываются не сразу. Чтобы исправить этот момент, надо наблюдать за ребенком, стараться понять, к чему он тянется, общаться с друзьями, родственниками, педагогами – благодаря свежему взгляду можно узнать немало интересного о собственном малыше и понять, в какую сторону действительно стоит направить развитие, оценить природный потенциал и перестать затормаживать интересы.Несвоевременность – основной момент, за который критикуют методики раннего развития специалисты. У каждого возраста есть определенное «окно», зона ближайшего развития, в которой стоит только немного «подтолкнуть» активность, и все произойдет само.
Опытные родители знают: есть период, когда приучить к горшку детей становится очень легко, надо только показать пару примеров. Если приучать раньше, то количество сил и нервов окажется несоизмеримо с результатом.Также происходит с математикой, чтением и прочими занятиями: можно потратить годы и добиться того же успеха, что и за месяц, если мозг ребенка «дозрел» до понимания значения символов и арифметических действий.
Если предлагать малышу занятия на опережение развития, легко пропустить получение нужных навыков по возрасту. И тогда ребенка, который начал учить буквы и арифметику с года, в младшей школе придется водить к нейропсихологам, чтобы восполнить пропущенные навыки освоения пространства и тела. Не стоит идти против природы.
Бонусы раннего развития: что показывают исследования
Минусы вполне очевидны, а что с плюсами? К счастью для современных молодых родителей, методики раннего развития уже не так новы, как 20 лет назад, и есть результаты исследований. Ученые уже знают, как влияет раннее развитие в перспективе.
Джон Процко, психолог Калифорнийского университета, исследовал две группы детей. Одна занималась по методикам раннего развития в возрасте до 3-х лет, а потом прекратила, дети из второй не занимались ничем особенным.Малыши из первой группы отличались вначале более высокими интеллектуальными результатами, а вот к возрасту в 5 лет их коэффициент интеллекта снизился.
«Эффект затухания», так назвал Процко этот феномен. Однако интерпретировал этот эффект психолог совсем не явным образом. Он считает, что занятия имеют смысл, а снижение IQ происходило из-за прекращения тренировок: интеллект у детей приспосабливался к пониженным требованиям в отсутствие занятий. Его вывод: если уж вы начали рано развивать ребенка, придется заниматься этим все время.
Этот же факт подтвердили и американские ученые, которые в течение года отслеживали успехи малышей от 1,5 до 19 месяцев. Они находились в яслях-центрах раннего развития под присмотром профессиональных педагогов. К концу эксперимента оценивались навыки игры, общения, эмоциональные показатели в сравнении с детьми из обычных ясельных групп. Исследователи считают, что именно такие навыки позволят детям лучше учиться в будущем. И, конечно, в центрах раннего развития показатели были выше.
Среди гуру раннего развития есть не только те, кто действительно занимался разработкой методик в течение десятилетий и отслеживал, как они влияют на детей (среди них, кстати, нет специалистов, настаивающих на раннем чтении или математике). Есть и гении маркетинга, которым многие до сих пор верят. Хотя исследования уже доказали бессмысленность таких методов.
Глен Доман, врач-физиолог, работавший с нарушениями центральной нервной системы у детей, предложил использовать карточки с картинками, словами, арифметическими действиями, которые надо показывать ребенку. Он испытывал методику на своих подопечных, а потом стал популяризировать ее и для обычных детей. Специалисты Американской академии педиатрии уже довольно давно опубликовали результаты исследования: пассивное рассматривание «карточек по Доману» совершенно неэффективно. Но многие продолжают верить, что так можно ускорить детское развитие.
Ибука Масару – тот человек, который рассказал нам, что «после трех уже поздно». В плюс к его талантам убеждения – профессиональные достижения Масару, он – один из основателей всемирно известной компании Sony. В минус – он не имеет отношения к психологии и педагогике, а книга написана на собственном опыте воспитания сына с отставанием в развитии.
Комментарии